Добжиньский Игнаций Феликс
Добжи́ньский Игна́ций Фе́ликс (Ignacy Feliks Dobrzyński) (15.1.1807, по другим данным, 25.2.1807, село Романово Волынской губернии Российской империи, ныне посёлок Романов, Житомирская область, Украина – 9.10.1867, Варшава), польский композитор, дирижёр, пианист, скрипач, педагог. Один из наиболее значимых для польского музыкального искусства композиторов-романтиков 19 в. (после Ф. Шопена и С. Монюшко).
Принадлежал к династии польских музыкантов. Отец ‒ Игнаций Добжиньский (1779–1841), скрипач, композитор, дирижёр, педагог; мать – Евдокия Карелина, дочь капельмейстера Императорского придворного духового оркестра в Санкт-Петербурге; брат ‒ Эдуард Добжиньский (ум. 1858), композитор и пианист.
И. Ф. Добжиньский родился в поместье сенатора Российской империи, графа Юзефа-Августа Ильиньского (Августа Ивановича Ильинского), у которого капельмейстером служил его отец – ранее 1-й скрипач оркестра немецкого оперного театра в Лемберге (ныне Львов) под управлением Ю. Эльснера. Отец стал первым учителем музыки будущего композитора и с детских лет близко познакомил его с оркестром. Общее образование Добжиньский получил в иезуитской школе в Романово, затем в Подольской гимназии Винницы (1817–1821), где преподавание велось на польском языке (русский был вторым обязательным; см.: Остапчук О. А. «Земля, текущая мёдом и молоком»: украинские земли Правобережья в представлениях региональных элит и политике имперских властей в первой половине XIX в. // Малороссы vs украинцы. Украинский вопрос в науке, государственной и культурной политике Российской империи и СССР. Москва, 2018. С. 180) и где отец получил место профессора музыки. Здесь появилось первое дошедшее до нас сочинение Добжиньского – Полонез ля мажор для фортепиано с посвящением М. Шимановской (издан в 1823).
Планам Добжиньского получить медицинскую профессию, продолжив обучение в Вильне (ныне Вильнюс), помешала болезнь отца и необходимость заменить его на педагогическом поприще. С этого момента работа преподавателя (прежде всего фортепиано) сделалась для него основным источником дохода. Результатом многолетнего опыта впоследствии явилась методически значимая «Школа игры на фортепиано», изданная на польском языке в 1845 г. (см.: Bronchard. 2021). В 1824 г. Добжиньский написал Концерт для фортепиано с оркестром ля-бемоль мажор op. 2 (впервые публично исполнен в 1986), в котором некоторые исследователи видят предвестие раннего стиля Ф. Шопена.
В 1825 г. Добжиньский переехал в Варшаву и стал учеником Эльснера: в первые месяцы занимался у него частным образом, в 1826–1830 гг. – в стенах Главной школы музыки при Варшавском университете (Bronchard. 2021. P. 18), где оказался курсом старше Шопена. Эльснер выделял обоих учеников, но из единичных упоминаний о Добжиньском в письмах Шопена видно, что большой близости между ними не было; по словам сына композитора Б. Добжиньского, «их музыкальные интересы различались» (цит. по: Bronchard. 2021. P. 17); Добжиньский, также будучи пианистом, явно тяготел при этом к оркестру, камерным инструментальным жанрам, музыкальному театру. Однако с Шопеном его объединял патриотизм, любовь к польской национальной культуре, и двое композиторов всегда оставались в поле зрения друг друга.
Первое публичное выступление Добжиньского состоялось 29 сентября 1827 г. на сцене Национального театра в Варшаве (оркестровыми сочинениями автора в тот вечер дирижировал К. Курпиньский). С этого началась исполнительская карьера Добжиньского ‒ композитора и пианиста (чуть позднее – и дирижёра), определившая его заметное положение в польской культуре. Ноябрьское восстание на некоторое время притормозило концертную активность (в 1831–1832 театры и школы Варшавы были закрыты), но композитор продолжал выступать в частных домах. Его откликом на политические события стали «Марш Национальной гвардии» для оркестра (1830), «Кантата в честь отважных защитников Отчизны» для 4 солирующих голосов, хора и оркестра (1830), Четыре фортепианных марша op. 19 с посвящением предводителю польской армии (1831). В 1831 г. композитор впервые издал свои фортепианные мазурки (Три мазурки op. 16). Крупные сочинения этих лет ‒ две симфонии: Первая, «Большая» op. 11 (1829) и более известная Вторая, «Symphonie caracteristique a grand Orchestre» (другое название – «Характеристическая в духе польской музыки») op. 15 до минор, с посвящением императору Николаю I (1831, 2-я редакция 1862). В 1835 г. эта симфония получила 2-ю премию на Венском конкурсе на лучшую современную симфонию и была отмечена Ф. Мендельсоном, исполнившим её в Варшаве и Лейпциге. Другие сочинения этих лет: три струнных квартета; Большое трио op. 17 ля минор для скрипки, виолончели и фортепиано; Струнный квинтет № 1 op. 20 ми мажор, в котором использована мелодия знаменитой Мазурки Домбровского ‒ символа независимого духа польской нации (год создания 1797, с 1927 гимн Польши); два ноктюрна op. 24, мазурки.
Главным событием 1830-х гг. в творческой жизни Добжиньского стало создание его единственной законченной оперы «Монбар, или Флибустьеры» в стиле французской большой оперы на польском языке («Monbar czyli Flibustierowie», 1836–1838; либретто Л. Папроцкого по роману К. Ф. ван дер Вельде «Флибустьер»; по другим сведениям, автор либретто С. Духинская). Тогда и в последующие годы она исполнялась фрагментарно, полная премьера состоялась лишь в 1863 г. на сцене «Театра Вельки», дирижировал автор.
В 1834 г. Добжиньский женился на Иоанне Миллер (1813–1879), певице, солистке «Театра Вельки». Деятельно участвовал в организации концертной жизни, выступал в качестве симфонического и хорового дирижёра, расширял круг учеников; в том числе в 1832–1834 гг. у него брал уроки О. Кольберг, в будущем выдающийся польский этнограф и фольклорист, а также композитор, с которым Добжиньского впоследствии связывали дружеские отношения. В 1841–1843 гг. Добжиньский служил учителем музыки в Александринско-Мариинском институте благородных девиц в Варшаве (основан в 1834 под покровительством императрицы Александры Фёдоровны). Здесь произошла его встреча с Ф. Листом, который 7 апреля 1843 г. дал в институте сольный концерт; 11 апреля состоялось их совместное выступление в зале Товарищества варшавских купцов (польск. Resursa Kupieсka).
В 1845–1847 гг. Добжиньский совершил длительную гастрольную поездку как пианист и дирижёр по городам Польши, Австрии и Германии, знакомя слушателей со своими сочинениями (турне планировалось завершить во Франции, однако музыкант не получил въездную визу). В 1852 г. был назначен директором «Театра Вельки», но уже в 1853 г. из-за конфликта с начальством вынужден был уйти в отставку, продолжая дирижировать оперным оркестром. В 1856 г. «В память о коронации наияснейшего императора и короля Александра II в Москве 26 августа 1856 г.» сочинил и преподнёс российскому императору сюиту для фортепиано с оркестром: «Музыкальные картинки, представленные в мелодиях 12 народов: России, Америки, Англии, Франции, Испании, Италии, Пруссии, Австрии. Польши, Швеции, Голландии и Турции», которую завершала аранжировка гимна России «Боже, Царя храни!» (рукопись хранится в фондах Российской национальной библиотеки). В 1857 г. создал свой оркестр с привлечением лучших оркестрантов оперы ‒ «Польский оркестр Игнация Феликса Добжиньского», который с октября по декабрь 1857 г. давал еженедельные концерты в зале «Новая Аркадия», позже был расформирован по причине финансовых сложностей.
Среди других сочинений 1840–1850-х гг.: Похоронный марш на смерть Фридерика Шопена op. 66 для смешанного хора и оркестра (1857); Траурный марш на смерть Юзефа Эльснера для медного духового оркестра (1854); «Святый Боже» («Święty Boże») op. 61, молитва для четырёх солистов, хора и оркестра или органа (до 1851); «Плач над гробом Господа Иисуса» («Lamentacja nad grobem Chrystusa Pana») op. 62 для хора с оркестром (1851); «Песнь Пресвятой Богородице» («Pieśń do Najświętszej Marii Panny») op. 58 для сопрано, смешанного хора и органа (до 1853); фортепианное трио «Воспоминание о Дрездене» для гобоя (скрипки), виолончели и фортепиано (1846); Струнный квинтет № 2 op. 40 (около 1841); Струнный секстет (для двух скрипок, альта, двух виолончелей и контрабаса) op. 39 (1841); произведения для разных инструментальных составов; фортепианные сочинения, в ряду которых, кроме польских жанров, ‒ Фантазия на темы из оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта op. 59 (около 1846, опубликована в 1847), «Посвящение Моцарту» op. 59 (1850), «Украинский сувенир» op. 64 (1853).
В 1858–1861 гг. Добжиньский участвовал в работе комиссии, готовящей создание Варшавского института музыки (открыт в 1861, продолжив деятельность закрывшейся в 1831 Главной школы музыки при Варшавском университете; ныне Музыкальный университет имени Фредерика Шопена). Был членом Галицийского музыкального общества в Лемберге. Продолжал дирижёрскую деятельность. Последняя большая композиторская работа, оставшаяся незавершённой, ‒ музыка к драматической переработке поэмы А. Мицкевича «Конрад Валленрод», в 3 действиях, op. 69 (1859–1865). В 1865 г. в связи с ухудшением здоровья Добжиньский переехал в сельскую местность под Варшавой. На его похоронах звучали Реквием О. А. Козловского и специально сочинённый хоровой Траурный гимн С. Монюшко, исполненный под его управлением.
Творческое наследие Добжиньского ‒ более 170 музыкальных сочинений широкого спектра жанров. Любовь к польской национальной культуре в нём как композиторе сочеталась с глубоким пиететом к венскому классицизму, в котором он видел эталон музыкальной формы, и вместе с тем пристрастием к «блестящему стилю» и разным формам салонного музицирования.
Сын ‒ Бронислав Добжиньский (1837–1893), композитор и пианист, автор монографии о своём отце.