Дидактическая система Занкова
Дидакти́ческая систе́ма Занко́ва (система развивающего обучения Занкова), экспериментальная система начального школьного обучения, созданная советским педагогом и психологом Л. В. Занковым во 2-й половине 20 в. Система разработана в рамках педагогического исследования связи между построением обучения и ходом общего психического развития школьников.
Дидактическая система Л. В. Занкова, как и система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, своим источником имеет представления Л. С. Выготского о соотношении обучения и умственного развития. Согласно Выготскому, обучение и развитие образуют единство, но не тождество и развивающий результат обучения зависит от качества обучающих воздействий: обучение только тогда хорошо, когда идёт впереди развития.
Проблема соотношения обучения и умственного развития, по мнению Л. В. Занкова, одновременно является и психологической, и педагогической. В психологии акцент делается на исследовании самого развития и вопрос о влиянии обучения на развитие рассматривается в общем виде – именно таков был подход Л. С. Выготского. В педагогике же основное внимание уделяется методам и приёмам обучения. Именно с позиций педагогического подхода Занков поставил исследовательскую и практическую задачу – разработать дидактическую систему, использование которой обеспечит не только полноценное усвоение знаний, но и значительное общее развитие школьников. Под «общим развитием» он понимал «разностороннее развитие психической деятельности» (Занков. 1968. С. 25), которое охватывает не только познавательные процессы, но и волю и чувства. Кроме того, общее развитие, когда качества личности и способы действия обнаруживаются на любом материале в разнообразных ситуациях, отличается от специального развития, которое проявляется только в определённых областях – в науке, искусстве.
Л. В. Занков противопоставлял свою дидактическую систему традиционному обучению и называл её экспериментальной системой начального обучения, «которая направлена на достижение высоких результатов в общем развитии школьников» (Занков. 1968. С. 24).
Экспериментально-педагогическое исследование
С 1957 г. под руководством Л. В. Занкова в лаборатории воспитания и развития Института теории и истории педагогики АПН РСФСР начало проводиться экспериментально-педагогическое исследование по проблеме обучения и развития. Занков поставил задачу «построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной методики» (Обучение и развитие ... 1975. С. 20). Таким образом, основным методом исследования выступал педагогический эксперимент, в ходе которого экспериментальная система обучения по характеру и результатам сравнивалась с действующей традиционной системой. Главной особенностью эксперимента являлся комплексный характер педагогического воздействия: он затрагивал не отдельные учебные предметы, методы и приёмы, а начальное обучение в целом. Кроме того, исследование включало анализ передового опыта учителей.
В проведении экспериментально-педагогического исследования Л. В. Занков выделяет следующие этапы:
Первый этап начался в сентябре 1957 г. в Москве, когда в единственной школе (№ 172) был открыт первый экспериментальный класс и педагогическая лаборатория. Этому этапу Л. В. Занков отводил особую роль: «...В процессе практической учебно-воспитательной работы в одном классе относительно продумывался, а затем анализировался каждый учебный день. Вместе в тем на протяжении четырёх лет (с 1 класса по 4) тщательно и разносторонне изучался и классный коллектив в целом, и каждый школьник в его индивидуальном своеобразии» (Занков. 1968. С. 31). В итоге были разработаны дидактические принципы и программы экспериментального обучения. Кроме того, получен богатый фактический материал о ходе общего развития школьников. По результатам этапа была опубликована книга «О начальном обучении» (Занков. 1963).
На втором этапе (с начала 1961/1962 учебного года, по другим данным, с 1962/1963 учебного года) эксперимент был значительно расширен и к середине 1960-х гг. проводился уже в нескольких десятках школ Калинина (ныне Тверь) и Тулы, а затем и в других городах РСФСР и союзных республик. При этом систематически сравнивались результаты экспериментального и традиционного обучения. На основе экспериментальных программ были созданы учебники, что позволило значительно расширить число экспериментальных классов. Л. В. Занков отмечал: «Поскольку учителя участвуют в работе лаборатории на основе собственного желания, широкое развёртывание опытной работы свидетельствует о большом интересе и тяге учителей к экспериментальному обучению, об их неудовлетворённости традиционной методикой» (Занков. 1968. С. 30). Экспериментальное обучение показало, что программа четырёхлетней начальной школы может быть пройдена в течение трёх лет без перегрузки учеников и даже более того – обогащена и углублена по сравнению с действующей.
С 1965/1966 учебного года начался третий этап эксперимента. В середине 1970-х гг. новая система обучения охватывала уже около 1200 классов в 52 краях и областях РСФСР, а также в 8 союзных республиках (Обучение и развитие … 1975; Занков. 1990). Такое рассредоточение эксперимента создало условия для проявления разнообразия индивидуальных особенностей учителей и учеников экспериментальных классов.
Используя опыт работы по экспериментальной системе обучения, сотрудники лаборатории проблем воспитания и развития Института теории и истории педагогики АПН РСФСР создали учебники, соответствующие её принципам. Были разработаны учебники для 1–3-го классов «Живое слово. Книга для чтения» (З. И. Романовская, А. П. Романовский), «Русский язык. Грамматика и правописание» (А. В. Полякова), «Учебник математики» (Л. В. Занков, И. И. Аргинская). По этим учебникам в 1965/1966 учебном году обучалось около 30 тыс. первоклассников, в 1966/1967 учебном году – такое же число второклассников. Учебники для третьеклассников использовались при обучении в 1967/1968 учебном году.
Впоследствии эти учебники дорабатывались.
Основные принципы дидактической системы Занкова
Построение новой дидактической системы, нацеленной на общее развитие школьников, по убеждению Л. В. Занкова, не может сводиться к изменению лишь приёмов обучения, поскольку работа школы над развитием учащихся осуществляется «не по отдельным разрозненным линиям, а в виде целостного процесса» (Занков. 1968. С. 20). Новую систему начального обучения нельзя свести ни к перестройке методики отдельных предметов, ни к ускоренным темпам прохождения школьной программы (Усвоение знаний и развитие младших школьников. 1965. С. 22). Экспериментальная система обучения Занкова опирается на следующие дидактические принципы:
Принцип обучения на высоком уровне трудности – главный принцип дидактической системы Л. В. Занкова; здесь подразумевается «трудность, заключающаяся в познании сущности изучаемых явлений» (Занков. 1968. С. 32). Обучение должно давать простор и направление духовным силам ребёнка, активизировать процессы умственной деятельности. При обучении на высоком уровне трудности происходит не только добавление новых знаний к уже имеющимся, но и их переосмысление и систематизация: знания становятся «в одно и то же время и достоянием школьника …и ступенью, которая будет уничтожена в дальнейшем течении познавательного процесса, чтобы обеспечить переход на более высокую ступень» (Занков. 1968. С. 32). Однако необходимо соблюдать меру относительной трудности: ребёнок, не разбирающийся в материале, поневоле пойдёт по пути механического запоминания, и очень важно, чтобы учитель систематически проверял качество усвоения у каждого из учеников.
Принцип ведущей роли теоретических знаний предполагает, что умения и навыки (орфографические, вычислительные и др.) формируются на основе более глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений и зависимостей в различных учебных предметах (закономерностей языка, понятия числа и др.).
Принцип изучения программного материала быстрым темпом. Быстрый темп изучения даёт возможность раскрывать разные стороны приобретаемых знаний, углублять их и связывать.
Принцип осознания школьниками процесса учения. Этот принцип отличается от общедидактического принципа сознательности обучения по объекту и характеру осознания. Если традиционно понимаемое осознание обращено вовне и имеет своим объектом сведения, умения и навыки, то при экспериментальном обучении оно касается самого процесса учения. Перед ребёнком ставится задача уяснения связей между усваиваемыми знаниями, необходимости заучивания определённых их элементов, возможных источников ошибок и др.
Принцип систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и слабых. При традиционном обучении страдают и слабые, и сильные ученики: первые всё больше отстают в учении, а развитие вторых тормозится. Для равномерного развития всех учащихся необходимо формировать и рационально использовать индивидуальные склонности и способности каждого ученика.
В рамках экспериментальной системы обучения все названные дидактические принципы взаимосвязаны.
Диагностика результатов экспериментального обучения
Диагностика уровня общего психического развития школьников включала оценку его основных, по мнению Л. В. Занкова, линий – развития у детей наблюдения, мышления и практических действий (Занков. 1968. С. 47). Наблюдение оценивалось по количеству выделенных ребёнком свойств и качеств незнакомого объекта (растения, чучела птицы), мышление – с помощью методики, требующей выделения и обоснования нескольких общих признаков группы предметов (например, высоты и формы геометрических тел), практические действия – по итогам изготовления детьми заданного предмета. При этом важной частью исследования было «сопоставление учащихся экспериментальных классов, с одной стороны, и обычных классов, которые служат для нас контрольными, – с другой» (Занков. 1968. С. 52). К 1968 г. было изучено развитие более 1300 младших школьников; материал был собран в школах Москвы, Калинина, Тулы, Новосибирска.
Результаты исследования публиковались в статьях И. И. Будницкой, М. В. Зверевой, И. П. Товпинец, Н. Я. Чутко и других сотрудников лаборатории воспитания и развития, возглавляемой Л. В. Занковым (Развитие учащихся в процессе обучения. 1963; Развитие школьников в процессе обучения ... 1967; Усвоение знаний и развитие младших школьников. 1965).
Исследование установило более высокий уровень развития учащихся экспериментальных классов по сравнению с обычными, на основании чего Л. В. Занков сделал вывод, что экспериментальная система начального обучения позволяет «достигнуть гораздо большего результата в развитии детей, чем тот результат, который приносит традиционная методика начального обучения» (Занков. 1968. С. 64).
Дидактическая система Занкова в практике школьного обучения
Разработанная Л. В. Занковым система экспериментального обучения была успешно внедрена в практику массовой школы уже к концу 1960-х гг.
В 1993 г. по решению Министерства образования России был создан Федеральный научно-методический центр имени Л. В. Занкова, главными задачами которого были названы разработка учебно-методических комплексов для начального и основного звена общего образования и повышение квалификации учителей.
В 2017 г. в связи с 60-летним юбилеем дидактической системы Л. В. Занкова в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Система Л. В. Занкова – педагогика Нового времени».
Последний вариант образовательных программ системы Л. В. Занкова представлен в издании «Образовательные программы. Начальное общее образование. 1–4 классы. Система Л. В. Занкова» (Образовательные программы ... 2020). Это пособие включает примерные рабочие программы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, музыке, физической культуре, изобразительному искусству. Предметные линии разработаны Н. В. Нечаевой («Русский язык»), С. В. Самыкиной («Литературное чтение»), И. И. Аргинской («Математика»), Н. Я. Дмитриевой («Окружающий мир»).
В 2022 г. в федеральный закон «Об образовании» внесены изменения, в соответствии с которыми введена федеральная основная общеобразовательная программа, предполагающая единые объём и содержание образования, а также единые учебники. С 1 сентября 2023 г. обучение в российской начальной школе ведётся по учебно-методическому комплексу «Школа России».
Дискуссионные вопросы дидактической системы Занкова
В литературе встречается квалификация системы обучения Л. В. Занкова как развивающей (Зверева. 1996; Зимняя. 2000; Образовательные программы … 2020), хотя сам он такого обозначения не использовал. С такой оценкой не был согласен В. В. Давыдов, один из авторов теории развивающего обучения. Он полагал, что для создания новой дидактики начальной школы необходима перестройка содержания обучения, и именно этому моменту Занков не уделяет достаточного внимания: «...по отношению к основной проблеме перестройки начального обучения – проблеме изменения его содержания – Л. В. Занков не формулирует таких положений, которые бы действительно определяли способ её решения и направление исследовательских поисков» (Давыдов. 1964. С. 102). По мнению Давыдова, обучение по системе Занкова не выходит за рамки эмпирического мышления и те методики, которые использовались им для обследования детей, могли выявить лишь уровни их эмпирического сознания и мышления независимо от того, что в действительности у детей развивалось. Выделенный Занковым принцип ведущей роли теоретических знаний, по мнению Давыдова, не получил необходимой проработки с логико-психологической стороны, и содержание учебно-методических пособий осталось эмпирико-утилитарным. Таким образом, система Занкова не может обеспечивать сдвига в психическом развитии детей. Д. Б. Эльконин также указывал, что обучение, содержанием которого являются эмпирические знания, не оказывает определяющего влияния на формирование основных умственных новообразований. Позднее Давыдов писал об экспериментальном обучении Занкова: «В этой системе отсутствует понятие учебной деятельности как подлинной основы психического развития младших школьников; отсутствует и развернутое понимание своеобразия теоретического мышления (наличие такого мышления признается, но в неразрывной связи с эмпирическим)» (Давыдов. 1996. С. 381).
Если критерием отнесения подхода (системы) к развивающему обучению считать использование представлений Л. С. Выготского о соотношении обучения и умственного развития, то дидактическая система Занкова является одним из вариантов развивающего обучения (Степанова. 2023).
В 1964–1966 гг. на страницах научно-методического журнала «Начальная школа» развернулась дискуссия о системе экспериментального обучения Л. В. Занкова. Началась она со статьи Занкова «Эксперимент по новой системе начального обучения» (1964), в которой он сообщил о том, что результаты экспериментального обучения положительно оценили учителя М. Ф. Зырянова, Т. И. Киргинцева, Н. В. Смирнова, В. П. Сыров, Н. В. Яцута. В последующих номерах журнала появились материалы с возражениями против принципов новой системы и проводимого эксперимента, а именно: против быстрого темпа обучения (Пугачева. 1964), обучения на высоком уровне трудности (Кирюшкин. 1965), ведущей роли теоретических знаний (Рождественский. 1965). Было высказано предложение соединить принципы традиционной системы и системы Занкова (Люблинская. 1965). В ответной статье «О наших разногласиях. Начальное обучение и современность» (1966) Занков настаивал, что именно принципы экспериментального обучения обеспечивают наибольшее психическое развитие учащихся, что подтверждается результатами исследований И. И. Будницкой, М. В. Зверевой, И. П. Товпинец, а также расширением эксперимента. Причины неудач экспериментального обучения он видел в трудности перестройки учителя, а важной задачей считал разработку методики, дифференцированной с учётом особенностей различных групп учащихся, в особенности слабых. В статье «Итоги обсуждения новой дидактической системы Л. В. Занкова» (1966), опубликованной от лица редакции журнала, был сделан вывод, что Занков ничего не принял из критического материала, «он стремится порвать связь и нарушить преемственность "новой" системы с существующей, подчиняет содержание и методы этой "системы" принципам, сомнительным по своей педагогической ценности» (Итоги обсуждения … 1966. С. 76).
Оценка дидактической системы Занкова
По мнению М. В. Зверевой и её коллег, основная заслуга Л. В. Занкова состоит в том, что он поставил решение проблемы соотношения обучения и развития на экспериментальную основу (Зверева. 1990. С. 15) и провёл длительное фундаментальное исследование зависимости развития от обучения (Зверева. 1997). Кроме того, Занков полагал, что при разработке педагогической проблемы соотношения обучения и развития важно учитывать данные психологической науки. Это даёт основания рассматривать его систему как психодидактическую, если под психодидактикой понимать «приоритетное использование психологических закономерностей развития способностей человека в качестве исходного основания для построения образовательных технологий и систем» (Панов. 2007. С. 30–31). По оценке А. Г. Асмолова, Занков – лидер психодидактики, поскольку его образовательная система выходит за пределы дидактики и методики в их обычном понимании, обеспечивает развитие нравственных качеств, воли, внутреннего побуждения к учению; это «педагогика личностного развития, впервые построенная на психодидактике» (Асмолов. 2012. С. 297). Асмолов обнаруживает «глубинное идейное единство реальных культурно-исторических инновационных линий, связанных со школой Л. С. Выготского, – линий Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. И тут, и там мы имеем реализацию развития высших психических функций через обучение» (Асмолов. 2012. С. 296).