«Death Stranding» (видеоигра)
«Death Stranding», однопользовательская видеоигра в жанре экшен с открытым миром. Разработана гейм-дизайнером Кодзима Хидео и его студией Kojima Productions в сотрудничестве с Guerrilla Games и издана Sony Interactive Entertainment в 2019 г. для консоли PlayStation 4. Критики и игроки отмечали оригинальность игры. «Death Stranding» получила несколько престижных номинаций и наград, среди которых: Golden Joystick Awards, D.I.C.E. Awards, Game Developers Choice Awards, BAFTA. Игра быстро обрела культовый статус.
История создания
Создатели игры «Death Stranding» уделили большое внимание подбору актёров. В игре применяется технология захвата движения, поэтому персонажи наделены не только голосами актёров, но и их внешностью. Главные роли исполнили Н. Ридус (Сэм Портер), М. Миккельсен (Клиффорд Унгер), Л. Вагнер (Амелия) и Т. Бейкер (Хиггс). В работе над игрой в качестве актёров также приняли участие Г. дель Торо, Н. В. Рефн, Л. Сейду, Т. Э. Дженкинс и М. Куэлли.
Музыку для игры написал композитор Л. Форсселл. Созданные им композиции сопровождают сюжетные кат-сцены. Композиции, которые звучат во время путешествия по миру «Death Stranding», написаны группами Low Roar, Silent Poets, MISSIO, Bring Me the Horizon, CHVRCHES и др.
Сеттинг
Сеттинг игры – постапокалиптическое будущее. Во вселенной «Death Stranding» каждый человек обладает смертным телом и бессмертной душой. После смерти тела душа отправляется в индивидуальный загробный мир, именуемый Берегом (англ. The Beach). Действие игры разворачивается в США, переживших глобальную катастрофу, названную Выходом Смерти и спровоцированную установлением связи между миром живых и Берегом. После Выхода Смерти на всей территории планеты начали появляться Твари (англ. Beached things, BTs) – существа из загробного мира. Контакт Твари и человека представляет большую опасность: он приводит к выплеску пустоты – взрыву, способному уничтожить целый город. Кроме того, теперь после смерти человека его душа, вместо того чтобы отправиться на Берег, стремится воссоединиться со своей оболочкой в мире живых. Если это произойдёт, в мире живых появится новая Тварь. Чтобы это предотвратить, специальные бригады вывозят тела в крематории, расположенные вдали от населённых пунктов, и уничтожают их до того, как завершится превращение.
Появление Тварей – не единственное последствие Выхода Смерти. На Земле появилось новое вещество, хиралий, изначально существовавшее только на Берегу. Хиралий появляется в местах, где прошёл темпоральный дождь (англ. timefall). Помимо создания кристаллов хиралия, осадки, выпадающие во время темпорального дождя, многократно ускоряют ход времени для всего, на что попадают. Для флоры это выражается в стремительном увядании и повторном росте, однако для фауны эффект темпорального дождя смертелен. Темпоральные дожди идут только в определённых местах, а их начало предвещает перевёрнутая радуга. Свойства хиралия позволяют использовать его для создания высокотехнологичных устройств, обращающих возможности Берега на пользу людям.
После Выхода Смерти США перестали существовать как государство. Люди начали жить разрозненно: в подземных городах-узлах или в уединённых бункерах. Жители убежищ практически не контактируют друг с другом, а единственные, кто не боится выходить на поверхность, – это курьеры, доставляющие грузы от одного города к другому. В восточной части материка остатки старого правительства сформировали государство под названием United Cities of America (UCA); они также ответственны за создание компании «Бриджес».
Поскольку Твари невидимы для обычных людей, курьеры всегда имеют при себе специальное устройство, Бридж-Бэби (ББ), – капсулу c человеческим эмбрионом, имитирующую условия утробы матери. ББ видят Тварей и, взаимодействуя со сканером-одрадеком, указывают курьерам на их местоположение.
Сюжет
Главный герой игры «Death Stranding», Сэм Портер Бриджес, – курьер компании «Бриджес». После Выхода Смерти Сэм получил сверхъестественные способности, называемые ДУМ (англ. DOOMS), – они позволяют ему чувствовать Тварей, когда они находятся рядом. Кроме того, Сэм является возвращенцем – человеком, душа которого после смерти может без последствий вернуться назад в тело.
События игры начинаются с того, что Сэму поручают новый заказ: он должен сопроводить бригаду, направляющуюся в крематорий, чтобы сжечь труп. Однако по пути на них нападают Твари, управляемые таинственным человеком в маске: одна из них поглощает спутника Сэма, в результате чего происходит выплеск пустоты. Герой приходит в себя в Столичном узле, где встречается со своей умирающей от рака приёмной матерью, президентом UCA Бриджет Стрэнд. Директор Дайхардмэн и учёный-медик Дедмэн рассказывают Сэму, что два года назад дочь Бриджет, Амелия, отправилась на запад, чтобы подключить все города к хиральной сети и позволить им поддерживать связь друг с другом.
Хиральная сеть – это уникальный механизм коммуникации, разработанный компанией «Бриджес» и использующий вневременные свойства Берега, чтобы мгновенно передавать большие объёмы данных. Хиральная сеть также позволяет реконструировать любую информацию, когда-либо известную человечеству. Хотя Амелия смогла добраться до западного побережья и установить терминалы хиральной сети, она не успела их активировать – её схватили и держат в заложниках террористы из противостоящей UCA организации Homo Demens. Перед смертью Бриджет Стрэнд просит героя отправиться на запад, чтобы с помощью специального устройства подключить города к хиральной сети, освободить Амелию и воссоединить страну.
Герой отправляется в Портовый узел, где на него вновь нападает человек в маске. Им оказывается лидер Homo Demens – Хиггс, который также владеет способностями ДУМ, более сильными, чем у героя, и с их помощью насылает на Сэма Тварей. Сэм начинает подключать к хиральной сети как большие города-узлы, так и бункеры людей, живущих отдельно от остальных.
На протяжении путешествия герой периодически видит воспоминания своего ББ, когда подключается к нему. В них каждый раз присутствует один и тот же человек, который общается с ребёнком, читает и напевает ему. После того как Сэм подключает очередной город к сети, ему сообщают, что в его сторону движется аномально сильный шторм. Смерч засасывает героя, но он не умирает, а оказывается на поле боя времён Первой мировой войны. Там за ним и за его ББ охотится солдат по имени Клиффорд Унгер – именно его Сэм видел в воспоминаниях. Когда герой выбирается оттуда, Дедмэн объясняет ему, что он оказался на общем Берегу людей, погибших во время Первой мировой войны. Хотя Дедмэн ничего не знает ни о том, кто такой Клиффорд, ни о том, почему этот солдат стремится заполучить ББ Сэма, он обещает помочь герою с поиском ответов.
Сэм пытается объединить страну, но через какое-то время на него обрушивается второй шторм – на этот раз герой оказывается на поле боя времён Второй мировой войны, где Клиффорд всё так же стремится заполучить ББ. В этом противостоянии Сэм одерживает верх.
В горах герой знакомится с ещё одним сотрудником «Бриджес» – учёным Хартмэном. Изучив все данные, к которым он получил доступ в результате расширения хиральной сети, Хартмэн сообщает, что Выход Смерти может произойти снова. Он объясняет, что массовые вымирания случались на Земле уже пять раз и все они были спровоцированы фактором вымирания – живым существом, являвшимся причиной катаклизма. Хартмэн опасается, что Амелия может быть шестым фактором вымирания.
В конце концов Сэм добирается до Краевого узла – последней точки его путешествия. Теперь к хиральной сети подключены все города Америки. В этот момент появляется Хиггс – он хочет воспользоваться хиральной сетью для того, чтобы вызвать последний Выход Смерти. Сэму удаётся помешать Хиггсу, однако затем на Берегу появляется Клиффорд. Герой снова попадает в загробный мир солдата, который на этот раз выглядит как эпизод войны во Вьетнаме. Клиффорд не нападает на Сэма, но просит вернуть его ребёнка. Когда главный герой протягивает солдату ББ, Клиффорд берёт его, но затем возвращает назад.
Вновь оказавшись на Берегу Амелии, герой узнаёт, кто она такая на самом деле. Бриджет и Амелия – не мать и дочь, а одна и та же сущность: Бриджет – это смертное тело, в то время как Амелия – бессмертная душа. Они знали о существовании друг друга и работали в тандеме, чтобы использовать свойства Берега на благо человечества. Амелия говорит Сэму, что она действительно является фактором вымирания и, чтобы ускорить неизбежное, хочет запустить последний Выход Смерти. Главному герою удаётся отговорить Амелию, и вместо этого она в одиночестве остаётся на Берегу, чтобы отсрочить вымирание, поскольку такова судьба фактора. Перед каждым из предыдущих вымираний жизнь сопротивлялась, и, поскольку Сэму удалось сплотить людей, Амелия верит, что на этот раз надежда есть.
Новым президентом UCA становится Дайхардмэн, а Сэм покидает организацию, забрав капсулу с ББ, умершим по истечении срока эксплуатации. Дайхардмэн просит Сэма сжечь младенца, но, прибыв в крематорий, герой пытается включить капсулу, что становится причиной ещё одного видения. Из него Сэм узнает, что Клиффорд Унгер – его отец, а сам герой был первым экземпляром технологии ББ. Клиффорд пришёл в «Бриджес», потому что его нерождённому сыну грозила смерть, но Бриджет Стрэнд обманула его: она подключила мать к аппарату жизнеобеспечения, а ребёнка поместила в специальную капсулу, которая остановила его развитие. Клиффорд понял, что ему не вернут сына, поэтому решил забрать его: он хотел сбежать с капсулой, но охрана заметила его и открыла огонь. Клиффорд был убит, а одна из пуль попала в капсулу – младенец погиб. Тогда Амелия нашла ребёнка на Берегу и, используя силы фактора вымирания, вернула его к жизни, а Бриджет вырастила его как приёмного сына. Именно возрождение Сэма нарушило баланс жизни и смерти и стало причиной Выхода Смерти, произошедшего незадолго до событий игры.
Видение заканчивается. Сэм разбивает капсулу с ББ и пытается вернуть ребёнка к жизни, но у него не получается. Когда герой практически теряет надежду, младенец начинает дышать – Сэм понимает, что Амелия вернула его к жизни. Сэм выходит из крематория с ребёнком на руках и попадает под дождь, который больше не имеет темпоральных свойств.
Игровой процесс
Хотя «Death Stranding» относят к жанру экшен, не существует термина для исчерпывающего описания геймплея игры. Игровой процесс «Death Stranding» состоит из доставки грузов, а центральной механикой является ходьба. Эту схему дополняет множество других факторов, механик и переменных, делающих геймплей увлекательным и разнообразным.
Любая доставка начинается с подготовки к путешествию: игрок должен подобрать Сэму подходящее снаряжение. Сделать это можно, заранее продумав маршрут, поскольку сложность пути напрямую зависит от ландшафта, через который предстоит пройти. Если поначалу игрок будет перемещаться по равнинам и холмам, то затем ему предстоит пересекать ущелья, реки и горные хребты. «Death Stranding» – игра с открытым миром, однако задания в дальних регионах появляются только по мере развития сюжета, поэтому сложность доставок будет расти по мере прохождения.
Для того чтобы упростить дорогу, игрок может брать с собой различные инструменты. Лестница и якорный крюк доступны Сэму с самого начала и являются универсальными. С помощью лестницы можно подниматься на невысокие скалы или, установив её в качестве мостика, преодолевать маленькие ущелья или речки. Якорный крюк – это инструмент, который позволит спускаться с отвесных склонов и подниматься на них. Со временем герою станет доступен портативный хиральный конструктор (ПХК), который позволит создавать более сложные сооружения, например мосты, генераторы для восполнения энергии, скоростные тросы и многое другое. Объекты, размещённые игроком, не исчезают после завершения заказов, поэтому он может пользоваться ранее проложенными маршрутами, когда выполняет заказы в одном и том же регионе. В «Death Stranding» немалую роль играет вес инструментов и грузов. Чем больше предметов берёт с собой Сэм, тем медленнее он будет передвигаться и тем сложнее ему будет удерживать равновесие.
Ещё один тип устройств, доступных игроку, – это контуры. Контуры – это экзоскелеты, расширяющие возможности героя: они могут сделать его сильнее, быстрее или выносливее. Заряд контура небесконечен, поэтому, если игроку предстоит пройти большое расстояние, он должен взять дополнительные батареи или проложить маршрут так, чтобы он проходил через ранее установленные генераторы. В дальнейшем игроку становится доступен транспорт: обратный трицикл и грузовик. Техника позволяет перемещаться значительно быстрее и брать больше грузов, но хуже справляется с преодолением препятствий и плохо применима в горных регионах.
Когда игрок отправляется в путешествие, он должен следить за тем, чтобы Сэм не повредил груз. Чаще всего груз повреждается из-за неосторожности: резко поворачивая, ускоряясь или преодолевая труднопроходимую местность, герой может начать крениться. В таком случае игрок должен вернуть персонажу равновесие с помощью кнопок контроллера, иначе протагонист упадёт и повредит груз. Для анализа окружения игрок может пользоваться сканером, который в реальном времени вычисляет сложность передвижения по тому или иному участку. Большую опасность для груза представляют темпоральные дожди – они разрушают контейнеры, из-за чего груз становится менее устойчивым к повреждениям. В горном регионе вместо дождя идёт снег, который прилипает к контейнерам, уничтожая их ещё быстрее. Продвигаясь по сюжету, игрок получит ремонтный спрей, с помощью которого можно будет чинить повреждённые контейнеры.
Помешать герою доставить груз в целости могут также другие люди – МУЛы (англ. MULEs) или террористы из Homo Demens. МУЛы – это бывшие курьеры, которые стали одержимы своей профессией. Они пытаются отнять груз у любого, кто проходит через их территорию. МУЛы вооружены нелетальным оружием и могут обездвижить Сэма. Если им всё же удастся забрать у героя груз, то игроку придётся проникнуть в их лагерь и вернуть его. Террористы вооружены летальным оружием и не заинтересованы в присвоении грузов – они сразу открывают огонь на поражение, когда замечают героя. Для самозащиты игрок может использовать как нелетальное, так и летальное вооружение, однако в случае убийства противника игроку нужно будет отвезти труп в крематорий и сжечь. В противном случае он рискует заселить новую область Тварями, что осложнит следующие доставки и в худшем случае может привести к выплеску пустоты, который будет означать конец игры.
Твари – ещё один вид противников в «Death Stranding». Изначально у Сэма нет никаких средств, чтобы бороться с Тварями: он может только прокрасться мимо них, задержав дыхание. По мере прохождения игроку будет открываться новое оружие для борьбы: от гранат и пистолетов до винтовок и ракетомётов. Эффективность этого вооружения объясняется тем, что патроны для него содержат в себе кровь Сэма, которая губительна для Тварей из-за того, что он возвращенец. Обычные Твари не стремятся убить героя – когда существа обнаруживают Сэма, они хватают его и переносят к большой Твари, являющейся мини-боссом. Если герой проиграет в схватке с ним и погибнет, случится выплеск пустоты. Когда Сэм воскреснет, на месте его смерти появится кратер, который на время сделает область непроходимой.
Все доставки игрок выполняет с одной целью – подключить новый регион к хиральной сети. Когда это происходит, игрок сталкивается с сюжетными и геймплейными последствиями. Подключив регион к хиральной сети, игрок сможет пользоваться сооружениями, построенными другими игроками. Какое именно сооружение появится в конкретной сессии, определяется тем, насколько полезным его посчитали игроки, увидевшие его в своём прохождении. Игроки могут ставить лайки постройкам друг друга – чем больше лайков набирает постройка, тем больше людей её увидят. Изначально постройка будет видна лишь немногим случайно выбранным игрокам, но если она расположена удачно, она начнёт получать лайки и постепенно станет видимой для большинства. Так, у многих игроков в первую очередь будут появляться мосты, перекинутые через большие реки, поскольку их полезность признаётся всеми: они значительно ускоряют доставки и позволяют не тратить время на поиск долгих обходных путей. Также игроки могут оставлять друг другу сообщения, просить о помощи с завершением второстепенных заказов и делиться ресурсами.
В эпизодах на Берегу Клиффорда Унгера в игре преобладают элементы шутера: используя огнестрельное оружие, игрок должен победить солдат, охраняющих Клиффорда, чтобы затем добраться до него самого и покинуть Берег.
Критика, признание и дополнения
Игра «Death Stranding» получила преимущественно положительные отзывы критиков. К сильным сторонам проекта чаще всего относят уникальный геймплей, ранее не встречавшийся в видеоиграх, запутанный сюжет, игру актёров и визуальное оформление. Мнения пользователей относительно игры разделились: в то время как одни указывали на те же достоинства, что и критики, другие критиковали игру за медленный и неинтересный геймплей, а также противоречивый сюжет, который не складывается в единую картину.
В 2019 г. игра получила 9 номинаций на премию The Game Awards, став рекордсменом церемонии, однако победить смогла только в трёх категориях: «Лучшая режиссура», «Лучшее музыкальное сопровождение» и «Лучшая актёрская игра» (М. Миккельсен).
В сентябре 2021 г. была выпущена расширенная версия игры – «Death Stranding: Director’s Cut». В ней появились новые виды построек, новые необязательные доставки и новая, сверхвысокая сложность игры. В марте 2022 г. вышла версия «Death Stranding: Director’s Cut» для ПК.
В мае 2020 г. Кодзима Хидео заявил, что было продано достаточно копий «Death Stranding», чтобы начать разработку продолжения. Первый трейлер сиквела под рабочим названием «DS2» был показан на церемонии The Game Awards в 2022 г. Весной 2024 г. было сообщено, что продолжение, получившее официальное название «Death Stranding 2: On The Beach», отправлено на финальную доработку и выйдет в 2025 г. эксклюзивно на консоли PlayStation 5 (Гимашев. 2024).