«Berserk»
«Berserk» (ベルセルク; «Берсерк»), японский комикс (сэйнэн-манга), выпускавшийся мангакой Миурой Кэнтаро (11.6.1966 – 6.5.2021) с 1989 по 2021 гг., получил ряд аниме-адаптаций: телесериал «Берсерк» (剣風伝奇ベルセルク, 1997–1998, режиссёр Такахаси Наохито), «Берсерк. Золотой век: Фильм I. Бехерит Властителя» (ベルセルク 黄金時代篇I 覇王の卵, 2012, режиссёр Кубоока Тосиюки), «Берсерк: Золотой век. Фильм II. Битва за Долдрей» (ベルセルク 黄金時代篇II ドルドレイ攻略, 2012, режиссёр Кубоока Тосиюки), «Берсерк. Золотой век: Фильм III. Сошествие» (ベルセルク 黄金時代篇III 降臨, 2013, режиссёр Кубоока Тосиюки), «Берсерк» (ベルセルク, 2016–2017, режиссёр Итагаки Син). Манга и аниме-адаптации повествуют о борьбе мечника Гатса с демонами в средневековом мире, обладающем мрачной атмосферой. «Берсерк» считается одним из лучших в истории сэйнэн-произведений.
Сюжет и основные темы манги
В манге пять сюжетных арок: «Чёрный мечник», «Золотой век», «Осуждение», «Сокол тысячелетней империи», «Фантазия». Несмотря на то что манга начинается с событий, описанных в арке «Чёрный мечник» (охоты Гатса на демона-апостола Графа), события из арки «Золотой век» хронологически происходят раньше.
Арка «Золотой век» начинается с того, что молодой мечник Гатс, нанятый для осады крепости, сталкивается во время сражения с членами банды Ястреба. Предводитель банды, молодой и хитроумный военачальник Гриффит, одержимый честолюбием и намеревающийся стать королём, заставляет Гатса присоединиться к своему отряду, воюющему на стороне королевства Мидлэнд, которое ведёт 100-летнюю войну с империей Тюдоров. Вскоре Гатс и Гриффит становятся лучшими друзьями. Остальные члены банды начинают воспринимать Гатса как надёжного соратника, уважая его смелость, силу и выносливость, а один из командиров банды, Каска, влюбляется в Гатса.
В одном из сражений Гатс и Гриффит встречают в крипте одной из крепостей, осаждённой их войском, могущественное существо по имени Бессмертный Зодд. В ходе поединка с ним выясняется, что амулет в форме яйца с лицом, который Гриффит всегда носит на шее, является королевским Бехеритом, редким магическим артефактом. Поэтому Зодд прерывает поединок. Гриффит получает дворянский титул, но, опечаленный уходом Гатса из отряда, теряет самообладание и совращает дочь короля Мидлэнда, после чего Гриффита лишают всех привилегий и заточают в темницу, где его регулярно истязают.
Гатс и банда Ястреба освобождают истерзанного Гриффита из тюрьмы, но их действия приводят к тому, что Гриффит активирует Бехерит. Пробудившийся Бехерит провоцирует Затмение, в результате которого из иного мира проступает Длань Господа – группа высших демонов, именуемых ангелами и служащих Идее Зла, божественному сердцу мира. В ходе Затмения Гриффит приносит в жертву банду Ястреба, чтобы трансформироваться в пятого ангела Длани Господа, Фемто. В этом обличии он насилует Каску, пока членов банды Ястреба пожирают демоны. Тяжелораненому Гатсу и сошедшей с ума Каске удаётся выжить.
Дальнейшие события описываются в других арках, рассказывающих о том, как Гатс путешествует по миру, пытаясь найти способ исцелить Каску от безумия и отомстить ангелам.
Арка «Золотой век» наиболее известна, её адаптировали в телесериале 1997–1998 гг. и в трёх полнометражных фильмах. В телесериале 2016–2017 гг. предпринята попытка частично адаптировать события остальных арок.
Особую роль в манге занимают насилие и сексуальная трансгрессия. На страницах манги изображены сражения, пытки и убийства, а также мутации и сексуальное насилие как над людьми, так и над монстрами. Детализация изображения насилия роднит мангу с жанром гуро.
Австрийская теолог и исследователь религии Т. Хаймерль, анализируя мангу «Берсерк», замечает, что в отличие от главных комиксов Marvel и DC, где в злодеях подавляется их сексуальная агрессия, сцена изнасилования Каски в эпизоде с Затмением демонстрирует сексуальное насилие со стороны Гриффита-злодея как оружие дестабилизации героического статуса Гатса (Heimerl. 2017. P. 52–53).
Средневековый сеттинг аниме-адаптаций манги «Берсерк», как отмечает медиевист Ф. М. Панфилов, мог бы быть интересен с точки зрения анализа медиевализма в визуальной культуре (Панфилов. 2014. С. 197). Мир «Берсерка» включает как стереотипные черты репрезентации средневековой культуры, обращаясь к зарождению национальных государств, крестовым походам, религиозным гонениям, охоте на ведьм, угрозе со стороны Востока, так и технологические анахронизмы: протез Гатса, позволяющий ему вести арбалетную стрельбу и метать взрывные ядра из руки.
Сквозные темы манги «Берсерк» – психологические и физические травмы: от попытки пережить насилие до окончательной потери рассудка. Вокруг мести строится практически всё повествование манги, в ходе которого ставится вопрос о различии добра и зла. Этические проблемы, поставленные в манге, рассматриваются героями через призму мира, онтология которого построена вокруг зла. В этом произведении пороки совпадают с божественной волей, в то же время взаимообусловленной людскими помыслами и подпитываемой ими. Так, обладание Бехеритами, как обычными (превращающими людей в демонов-апостолов), так и королевскими (превращающими владельца в ангела), рассматривается как дар судьбы и избрание высшими силами.
Влияние
Манга «Берсерк» оказала существенное влияние на видеоигры. Так, дизайн меча Гатса «Убийца драконов» вдохновил на создание Бастер-меча Клауда Страйфа в игре «Final Fantasy VII» (1997), который появляется и во многих других частях франшизы «Final Fantasy». Влияние манги испытала игра «Demon's Souls» (2009) вместе с последующими играми «Souls»-франшизы, включая тематически близкие проекты: игру «Bloodborne» (2015), наполненную визуальными цитатами из манги (одним из знаменитых примеров является изображение проклятых детей), и игру «Sekiro: Shadows Die Twice» (2019), в которой дизайн протеза протагониста, по общему мнению игроков, взят из манги «Берсерк».
В «Demon's Souls» не только присутствует меч «Сокрушитель драконьих костей», внешне напоминающий меч «Убийца драконов», но и появляются такие заимствования, как пыточное устройство «Железная дева» – визуально идентичное с аналогичным изображением в манге, а в «Dark Souls» (2011) дизайн четвёртого игрового босса, Демона-Тельца, схож с внешним видом Бессмертного Зодда в его апостольской форме. Во многих частях присутствует также игровая броня, напоминающая экипировку рыцаря Базусо, поверженного юным Гатсом в начале арки «Золотой век».
В игре «Dragon’s Dogma» (2012) и в её расширенной версии «Dragon’s Dogma: The Dark Arisen» (2013) в рамках рекламы полнометражных адаптаций манги были официально добавлены наборы брони Гатса и Гриффита. Помимо этого, в игре есть аллюзии на «Берсерк»: ведьма Селена и её дом напоминают волшебницу Ширке и её жилище из мира «Берсерка», а дизайн монстра Даймона с острова Неизбывной Горечи выполнен в соответствии с дизайном Бессмертного Зодда. В 2018 г. в «Dragon’s Dogma Online» (2015) добавлены также доспехи Гатса и Гриффита, вместе с ними появилась экипировка Каски и королевский Бехерит.
В пользовательских модификациях для игр франшизы «The Elder Scrolls» и в особенности в модификациях для игры «The Elder Scrolls V: Skyrim» (2011) часто встречаются визуальные цитаты из вселенной манги «Берсерк», наиболее распространена практика добавления в игру оружия Гатса.
По манге и аниме «Берсерк» вышло также несколько официальных игр: «Sword of the Berserk: Guts' Rage» (1999) для игровой приставки Sega Dreamcast, «Berserk Millennium Empire Arc: Chapter of the Holy Demon War» (2004) для игровой приставки PlayStation 2, «Berserk and the Band of the Hawk» (2016) для игровых приставок Sony PlayStation 3, PlayStation 4, PlayStation Vita и для платформы Microsoft Windows. Все игры были плохо встречены как критиками, так и игроками и не оказали существенного влияния ни на игровую культуру, ни на восприятие мира «Берсерк».
По манге и аниме «Берсерк» устраиваются выставки. В рамках одной из выставок был изготовлен меч «Убийца драконов», выполненный в натуральную величину. В 2020 г. с помощью краудфандинга было собрано свыше 13 млн йен для изготовления статуи Бессмертного Зодда.