«Человек-дьявол: Плакса»
«Челове́к-дья́вол: Пла́кса» («Devilman Crybaby»), аниме-сериал стримингового сервиса Netflix производства студии Science Saru, спродюсированный компаниями Aniplex и Dynamic Planning. Выходит с 2018 г., основан на одноимённой манге Нагаи Го и сёнэн-сериале «Человек-дьявол» (Devilman, 1972–1973), созданном компанией Toei Animation. Первое аниме, заказанное компанией Netflix с целью дистрибуции на собственной платформе. Режиссёром выступил аниматор Юаса Масааки. Сериал получил высокие оценки критиков и зрителей.
Сюжет сериала начинается с создания Богом всего сущего вместе с Землёй, которую вскоре заселяют жестокие демоны, живущие по закону «убей или умри». Люциферу, также творению Бога, нравились демоны, но Бог решил их уничтожить. Часть существ выжила и затаилась в ожидании отмщения, в то время как Землю заселили люди. Люцифер посчитал поступок Бога несправедливым и последовал примеру дьявольского племени, приняв маску человека и забыв о своей природе.
Основная сюжетная линия строится вокруг превращения Акиры Фудо, друга Рё Асуки (человеческое имя Люцифера), в человека-дьявола и его взаимоотношений со сверстниками. Акира живёт в доме Макимакура, друзей его родителей, т. к. те проводят всё время в командировках. В школе его называют плаксой за то, что он часто не может сдержать чувств при виде чужих страданий.
Однажды Рё, встретив, как обычно, Акиру после школы, рассказывает ему о существовании дьяволов и что те представляют угрозу для человечества. Друзья отправляются на популярный рейв «Шабаш», где, как предполагает Рё, должны появиться дьяволы, что и происходит в результате его жестокой провокации. Самый неудержимый дьявол, Амон, находит себе оболочку в Акире, превратив героя в человека-дьявола. Он спасает людей, оставшихся после нападения демонов. Рё предлагает Акире помощь в войне с дьяволами.
Первоисточник сериала, манга Нагаи Го «Человек-дьявол», выходившая в журнале Weekly Shonen Magazine в 1972–1973 гг., выделялась уровнем жестокости, откровенности и трагизма, нехарактерным для жанра сёнэн, ориентированного на аудиторию мальчиков в возрасте 12–18 лет. Успех манги привел к появлению нескольких экранизаций. Так, сериал «Человек-дьявол» («Devilman», 1972–1973) Toei Animation создавался при участии автора, который параллельно продолжал работать над мангой, и был нацелен на детскую аудиторию. Позднее другими студиями были выпущены OVA-фильмы (англ. original video animation, т. е. медиапродукция, выходящая сразу на домашних носителях), высоко ценимые в среде фанатов оригинальной манги: «Человек-дьявол: Рождение» («Devilman: The Birth», 1987), «Человек-дьявол: Птица-демон Сирена» («Devilman: Demon Bird Sirène», 1990), «Амон: Апокалипсис Человека-дьявола» («Amon: Apocalypse of Devilman», 2000). Их авторы не прибегали к самоцензуре и искажению оригинального сюжета под запросы детской аудитории, за что обычно критикуют Toei Animation.
Для создания аниме по заказу Netflix компания-производитель Aniplex пригласила аниматора Юасу Масааки и предоставила ему большую творческую свободу. Он намеревался сохранить дух оригинала. Этому должен был способствовать узнаваемый непредсказуемый стиль режиссёра. Его метод состоял в упрощении рисунка и редукции деталей в пользу более живой и подвижной картинки. В его творчестве угадываются многие характерные черты творчества Нагаи Го: смерть, пищевая цепочка, абсурд, ультранасилие и др. Большинство выходящих на рынок аниме рассчитаны на телевещание и дорабатываются одновременно с показом. В случае «Человека-дьявола: Плаксы» такого ограничения для студии не было, поэтому подходящие сроки исполнения позволяли довести аниме до желаемого технического уровня.
Как и во многих других произведениях японской массовой культуры, в «Человеке-дьяволе» обыгрываются библейские сюжеты, что достигает своего максимального выражения в сериале «Человек-дьявол» Toei Animation (Japanese Horror Culture. 2021. P. 139), где герои цитируют Откровение Иоанна Богослова и рассуждают о конце света. Оригинальная манга Нагаи Го завершается Армагеддоном – битвой добра и зла и разрушением Земли. Эти эсхатологические образы впоследствии вдохновили авторов «Евангелиона» («Neon Genesis Evangelion», режиссёр Анно Хидэаки, 1995–1996).
Персонажи «Человека-дьявола: Плаксы» имеют много общего с сериалом Toei Animation и сравнивают с ним события своей жизни, поскольку в их мире этот сериал также известен. Так, младший сын семейства Макимакура, в доме которых проживает главный герой Акира, насмотревшись телевизора, восхищается «человеком-дьяволом»: ниспровержение этой героизации в сериале соответствует духу оригинала, т. к. Нагаи Го не намеревался делать типичного героя сёнэна, а хотел придать своей истории подчёркнуто пацифистский пафос. Как признавался сам автор манги, за образом «людей-дьяволов» скрывалась метафора мобилизации и военного призыва (Devilman Revelations by Go Nagai. 2007).
Сериал заимствует некоторые концептуальные решения из предшествовавших ему OVA-фильмов: в манге одной из голов дьявола Джинмена, противника «человека-дьявола» в одной из сюжетных линий, была съеденная им Сатико, знакомая Акире маленькая девочка, а в OVA-фильме и в «Человеке-дьяволе: Плаксе» на её месте была его мать, что придало всей сцене дополнительный семейный трагизм. Финал сериала имеет явные черты сходства с «Концом Евангелиона» («Neon Genesis Evangelion: The End of Evangelion», режиссёры Анно Хидэаки, Цурумаки Кадзуя, 1997), вдохновлённым произведением Нагаи Го: разрушенная Земля выглядит точь-в-точь как в заключительном фильме серии «Евангелион».
В 2019 г. сериал получил награду от сервиса Crunchyroll, специализирующегося на дистрибуции аниме, манги и дорамы в США, как «Лучшее аниме 2018», а также приз за лучшую режиссуру.