Зехтер Симон
Зе́хтер Си́мон (Simon Sechter) (11.10.1788, Фридберг, Богемия, ныне Фримбурк, Чехия – 10.9.1867, Вена), австрийский музыкальный теоретик, педагог, органист, композитор.
Отец – бондарь Якоб Зехтер, мать – Ева Мария Зехтер, дочь крестьянина. Уроки музыки получал с 11 лет у местного учителя и регента И. Н. Максандта. С 1802 г. помощник школьного учителя в Пфарркирхене (ныне Пфарркирхен-им-Мюлькрайс, Верхняя Австрия), с 1803 г. учился в нормальной школе в Линце. В 1804 г. обосновался в Вене, где служил домашним учителем в семье А. И. Коварца (1804–1808). Брал уроки фортепиано у Л. Кожелуха и теории музыки у Хартманна – ученика И. Г. Альбрехтсбергера, самостоятельно изучал учебники Ф. В. Марпурга, И. Ф. Кирнбергера, Альбрехтсбергера, произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. Ф. Глюка, Й. Гайдна, В. А. Моцарта.
С 1808 г. давал частные уроки музыки, выступал как аккомпаниатор (в том числе с контрабасистом Д. Драгонетти). В 1810–1825 гг. преподавал игру на фортепиано и пение в Императорско-королевском институте воспитания слепых в Вене (с 1812 на постоянной основе; в 1816 женился на воспитаннице Института – Катарине Хекманн). С 1824 г. придворный органист (в 1825–1863 главный органист). Преподавал фортепиано мальчикам придворной капеллы. В 1851–1867 гг. профессор консерватории венского Общества друзей музыки; среди учеников: А. Брукнер (С. Зехтер считал его своим лучшим учеником), А. Вьётан, А. Л. Гензельт, С. Тальберг, Т. Лешетицкий, Э. Марксен (учитель И. Брамса). Один урок у Зехтера незадолго перед смертью взял Ф. Шуберт.
С. Зехтер – выдающийся музыкальный теоретик, один из самых значимых и влиятельных педагогов Вены 1-й половины 19 в. Опираясь на учения Ж.-Ф. Рамо, Ф. В. Марпурга и др., создал строгую и упорядоченную теоретическую систему, которая зафиксирована главным образом в трёхтомном труде «Основы музыкальной композиции» (Sechter. 1853–1854). Зехтер продолжал традицию ступенной теории, развивал теорию фундаментального баса Рамо. Правильные соединения аккордов, по его мнению, всегда должны опираться на терцовые или квинтовые ходы фундаментальных басов (зачастую скрытых), а весь звуковой материал лада охватывает нисходящая квинтовая последовательность фундаментальных басов (I–IV–VII–III–VI–II–V–I), позднее получившая название «цепь Зехтера» (Sechtersche Kette). Влияние идей Зехтера испытали А. Шёнберг, Г. Шенкер.
Автор огромного количества произведений (около 8 тыс.), из которых опубликована лишь малая часть, главным образом мессы, пьесы для фортепиано, органа. В 1849–1867 гг. вёл музыкальный дневник, в который каждый день записывал фугу или другое небольшое сочинение.
Редактор нового издания «Сочинения фуги» Ф. В. Марпурга (1843; в приложении опубликован осуществлённый Зехтером контрапунктический анализ IV части Симфонии № 41 В. А. Моцарта).
Почётный член венского Общества друзей музыки (1852). Награждён золотым крестом «За заслуги» с короной (1863).
В 1900 г. его прах был перезахоронен на Центральном кладбище в Вене.
Сын – Эдуард Энгельберт Зехтер (1829 – 1886 или 1887), военный капельмейстер, композитор. Внук (сын дочери, Каролины Марии) – Макс Эггер (1863–1962), композитор, педагог.