Альберт-холл
А́льберт-холл (Albert Hall; Королевский зал искусств и наук имени Альберта, Royal Albert Hall of Arts and Sciences), концертный зал в Лондоне. Возведён в районе Кенсингтон в 1867–1871 гг. по замыслу принца-консорта Альберта. Здание построено в викторианском стиле по проекту военного инженера, капитана Ф. Фоука (1864). Посетив в ходе поездки во Францию в 1-й половине 1860-х гг. древнеримские амфитеатры в Ниме и Арле, Фоук выполнил проект Альберт-холла в форме подобного сооружения. Его план состоит из двух концентрических овалов: внешнего (длина 83 м, ширина 72 м) и внутреннего (длина 67 м, ширина 56 м), в котором расположен один из самых больших в Европе зрительных залов, вмещающий до 10 тыс. человек. Между овалами размещены циркуляционные и вспомогательные зоны.
После смерти Ф. Фоука в 1865 г. инженер, генерал-майор Г. Я. Д. Скотт завершил проект и наблюдал за строительными работами, которые вела компания Lucas Brothers. В это время в проект Фоука были внесены изменения: декор фасадов упростили из-за нехватки средств, добавили второй ярус балконов, а сам зал перекрыли эллиптическим остеклённым куполом со стальной конструкцией (длина 67 м, ширина 56 м, высота 41 м; инженеры Р. М. Ордиш, Дж. У. Гроувер) по примеру однопролётных стеклянных кровель лондонских вокзалов Сент-Панкрас (1866–1868, инженер У. Г. Барлоу), Чаринг-Кросс (1862–1864, инженер Дж. Хокшо) и Кэннон-Стрит (1863–1866, инженеры Хокшоу, Дж. В. Барри; демонтирована в 1958): с их проектировщиками Ордиш и Гровер консультировались при разработке купола Альберт-холла.
Альберт-холл входит в состав Альбертополиса, музейно-образовательного комплекса в южной части района Кенсингтон, задуманного принцем Альбертом после успеха проходившей в расположенном рядом Гайд-парке Всемирной выставки 1851 г. (организатор выставки Г. Коул); её главным зданием был Хрустальный дворец (архитектор Дж. Пакстон). Территория под строительство Альбертополиса приобретена на средства, полученные от проведения этой выставки. После смерти принца Альберта в 1861 г. строительство комплекса продолжилось под покровительством его супруги, королевы Виктории. Рядом с Альберт-холлом находятся здание Королевского географического общества (1873–1875, архитектор Р. Н. Шоу), неороманское здание Музея естествознания (1873–1881, архитектор А. Уотерхаус), королевские колледжи (музыки, науки, горного дела и др.), Южно-Кенсингтонский музей (с 1899 Музей Виктории и Альберта, 1899–1909, архитектор А. Уэбб). С северной стороны Альберт-холла расположена бронзовая статуя принца Альберта (1863, скульптор Дж. Дарем), а напротив, в Кенсингтонском саду, его мемориал, имеющий форму неоготического кивория (1863–1872, архитектор Дж. Г. Скотт Старший, скульпторы Дж. Г. Фоули, Г. Х. Армстед, П. Макдауэлл и др.).
В Альберт-холле пять этажей. На верхнем ярусе находится выставочная галерея. Входы расположены с четырёх сторон и отмечены богато декорированными двухъярусными портиками с пилястрами, нишами и балюстрадами. Фасад из красного кирпича украшен терракотовыми деталями и мозаичным фризом «Триумф искусств и наук», состоящим из 16 композиций по эскизам семи художников: «Народы мира, представляющие свои искусства и товары Великобритании на Всемирной выставке 1851 года» (Э. Дж. Пойнтер), «Музыка» (Ф. Р. Пикерсгилл), «Архитектура» (У. Ф. Йимз), «Астрономия и навигация» (Г. С. Маркс), «Философы, мудрецы и ученики» (Э. Армитидж), «Инженерное дело» (Дж. К. Хорсли), «Механическая энергия» (Г. Х. Армстед) и др. На декоративное оформление Альберт-холла оказали влияние проект для здания Южно-Кенсингтонского музея, выполненный немецким архитектором Г. Земпером (1855; не реализован из-за высокой стоимости), и его теория практической эстетики о связи архитектуры и прикладных искусств и первенстве ремёсел.
Открытие Альберт-холла состоялось 29 марта 1871 г. в присутствии королевы Виктории и Эдуарда, принца Уэльского. Первым музыкальным произведением, исполненным там, стала «драматическая кантата» А. Салливена «На берегу и в море». К открытию в зале был установлен орган работы Г. Уиллиса (до постройки органа Ливерпульского собора в 1926 – крупнейший духовой орган в Великобритании; после реставрации в 2002–2004 насчитывает 9999 труб); первый сольный концерт на нём дал главный органист ливерпульского Сент-Джорджс-холла У. Т. Бест 18 июля того же года.
1 мая 1871 г. в Альберт-холле состоялось открытие первой из международных выставок искусств и промышленности, проходивших в Лондоне в 1871–1874 гг.: для этой церемонии оргкомитет заказал хоровое произведение Ш. Гуно, находившемуся в Лондоне с начала Франко-прусской войны 1870–1871 гг. После успешного исполнения сочинения («Галлия» для сопрано, хора, органа и оркестра, на основе текста Плача Иеремии) под управлением автора было решено создать в Альберт-холле постоянно действующий хор. В том же году под патронажем королевы Виктории было организовано любительское Хоровое общество Королевского зала имени Альберта (в 1888 принято современное название – Королевское хоровое общество), где Гуно занял пост дирижёра. Первый концерт хора состоялся 8 мая 1872 г. в присутствии королевы. В том же году Гуно сменил Дж. Барнби, руководивший хором до своей смерти в 1896 г.; среди дирижёров, возглавлявших коллектив в 20 в., – М. Сарджент (1928–1967).
Практически сразу после открытия Альберт-холла были выявлены акустические проблемы, связанные с появлением эхо, но их постепенно устранили. В 1870-х – 1880-х гг. здесь выступил К. Сен-Санс, собственными произведениями дирижировали Дж. Верди («Реквием», 1875), Р. Вагнер (совместно с Х. Рихтером в 8 концертах Большого вагнеровского фестиваля, 1877), А. Дворжак («Stabat mater», 1884). На гала-концерте 18 мая 1874 г. в присутствии российского императора Александра II был исполнен гимн «Боже, царя храни!» в переложении для оркестра Салливена.
В 20–21 вв. в Альберт-холле практически ежедневно проводятся концерты академической, джазовой, рок- и поп-музыки. С 1941 г. в Альберт-холле проходит ежегодный фестиваль классической музыки BBC Proms, после того как предыдущее место его проведения, концертный зал Куинс-холл, был разрушен в результате бомбардировки во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. Среди российских музыкантов, в разное время выступавших в Альберт-холле, дирижёры – Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, Ю. Х. Темирканов, В. А. Гергиев; пианисты – Н. К. Метнер, С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, Н. Л. Луганский; певцы – Г. П. Вишневская, С. П. Лейферкус, Д. А. Хворостовский; инструменталисты – Д. Ф. Ойстрах, М. Л. Ростропович, Ю. А. Башмет. Начиная с 1876 г. ежегодно в Страстную пятницу Королевское хоровое общество исполняет в Альберт-холле ораторию Г. Ф. Генделя «Мессия»; с 1974 г. она также ежегодно исполняется перед Рождеством в рамках проекта «Народный "Мессия"» («Messiah from Scratch»), где хоровые партии поют зрители. С 2000 г. Британская ассоциация звукозаписывающих компаний ежегодно вручает в Альберт-холле премию в области классической музыки Classic BRIT Awards. Здесь выступали влиятельные в истории рок-музыки группы: Beatles, Cream, Deep Purple, Depeche Mode, Genesis, Led Zeppelin, Pink Floyd, The Who, The Jimi Hendrix Experience. Сольные концерты давали П. Маккартни, Элтон Джон, М. Нопфлер, Стинг, Э. Клэптон, Ф. Коллинз и др.
В 1908–1918 гг. в здании проходили встречи Женского социально-политического союза, созданного лидером британского движения суфражисток Э. Панкхёрст.
В 1906 г. при Альберт-холле основана Королевская центральная школа сценической речи и драматического искусства, её окончили Л. Оливье, Дж. Денч, Г. Пинтер, В. Редгрейв.
В 1956 г. в интерьерах здания снимались сцены американского шпионского триллера «Человек, который слишком много знал» (режиссёр А. Хичкок).
В Альберт-холле проходили конкурсы «Евровидение» (1968), «Мисс мира» (1969–1988), международный теннисный турнир «Ротманс» (1970–1977) и многие другие спортивные соревнования (бокс, теннис). Ежегодные церемонии для выпускников Королевского колледжа искусств и Лондонского университета также по традиции проводятся в Альберт-холле.