Барбе д'Оревильи Жюль
Барбе́ д’Оревильи́ Жюль, Жюль Амеде Барбе д’Орвийи (Jule Amédé Barbey d’Aurevilly) (2.11.1808, коммуна Сен-Совёр-ле-Виконт, департамент Манш – 23.4.1889, Париж), французский писатель.
Родился в католической семье приверженцев старой монархической Франции. Во время учёбы на юридическом факультете университета в Кане (с 1829) увлёкся литературой (поэзия Дж. Байрона, А. де Мюссе, А. де Виньи, романы В. Скотта) и журналистикой. Участвовал в издании либерального журнала Revue de Caen, сблизился с республиканцами, что привело к разрыву с отцом.
Считал себя независимым от любых литературных направлений. Тем не менее его творчество было связано со многими из них, особенно с «неистовым романтизмом». Мастер острых сюжетов, овеянных атмосферой необычного, исключительного и аномального. В 1823 г. под впечатлением событий Греческой национально-освободительной революции написал первое произведение – элегию «Герои Фермопил» («Aux héros des Thermopyles», 1825), посвящённую героизму спартанцев времён греко-персидских войн.
С 1837 г. жил в Париже. Первый успех писателю принёс роман «Невозможная любовь» («L’Amour impossible», 1841) и особенно книга «О дендизме и Джордже Браммеле» («Du dandysme et de George Brummell», 1845; рус. пер. 1912), которую М. А. Волошин назвал «блестящей, глубокой и парадоксальной» (Волошин. 1989. С. 36). Барбе д’Орвийи расширил привычное понимание дендизма до своеобразной философии жизни, представил его как вызов окружающему «социальному аду», как моральную позицию, которая позволяет денди возвыситься над любым буржуа, лавочником, финансистом или даже аристократом. Концепцией дендизма и отвращением к мещанскому благонравию Барбе д’Орвийи близок Ш. Бодлеру, с которым познакомился в 1854 г. и в дальнейшем поддерживал дружеские отношения.
В 1846 г. Барбе д’Орвийи пережил духовный кризис, в результате которого вернулся к религии, оттеснённой либерально-республиканскими увлечениями писателя 1820–1830-х гг.; его католическая вера парадоксальным образом сочеталась с дендизмом. Участвовал в организации «Католического общества» и руководил журналом Revue du monde catholique. После революции 1848 г. во Франции возглавил клуб рабочих-католиков «Смоковница Святого Павла». В различных периодических изданиях публиковал статьи о литературе, составившие книгу «Пророки былых времён» («Prophètes du passé», 1851), в которой писатель выступил как воинствующий католик.
В конце 1840-х гг. Барбе д’Орвийи задумал цикл произведений о Нормандии, объединивший рассказ «Изнанка карт, или Партия в вист» («Le Dessous de cartes d'une partie de whist», написан в 1849, опубликован в 1874), повесть «Околдованная» («L’ensorcelée», 1850), роман «Старая любовница» («Une vieille maîtresse», 1851) и др. Наиболее значительное произведение цикла – роман «Шевалье Де Туш» («Le Сhevalier des Touches», 1863; в рус. пер. 1993 – «Шевалье Детуш»), повествующий о движении шуанов. Внимание писателя сосредоточено не на ходе истории, а на личностях мятежников; он свободно обращается с фактами. Так, исторический прототип заглавного героя – связной шуанов Жак Де Туш де ла Френе (Жак Детуш де ла Френе, 1780–1858) – в реальности не совершил приписанных ему в романе подвигов. Барбе д’Орвийи применил новый, по сравнению с историческим романом 1-й половины 19 в., приём повествования: общая картина роялистского мятежа 1791 г. складывается как сложная мозаика из часто противоречивых воспоминаний, которым предаются постаревшие участники мятежа. Это позволило говорить о Барбе д’Орвийи как о предшественнике М. Пруста. Роман «Шевалье Де Туш» стал самым известным произведением Барбе д’Орвийи, после его публикации за писателем закрепилась слава «нормандского Вальтера Скотта». Репутации Барбе д’Орвийи как католического писателя, утвердившейся в 1840-х гг., повредил роман «Женатый священник» («Un prêtre marié», 1865): его герой не только нарушил целибат, но и порвал с церковью; роман был запрещён как «безнравственный» и изъят из продажи.
В позднем творчестве проявилось мастерство Барбе д’Орвийи в описании нравов, а также пристрастие к необычайному, исключительному, интерес к физиологии и к патологическим проявлениям человеческой натуры; содержание и стилистическая тональность произведений отмечены трагизмом. Получивший известность сборник повестей «Дьявольские лики» («Les diaboliques», 1874; в рус. пер. 1908 – «Лики дьявола») рассказывает о реальных происшествиях, в которых проявилось злое, ужасное, преступное начало – «дьявольское» (франц. les diaboliques, буквально – дьявольские создания, дьяволицы). Героиня повести «Обед безбожников» («À un dîner d'athées») Розальба сочетает внешность мадонны Рафаэля с чудовищной лживостью и бесстыдством, в то же время она – жертва сексуального безумия и в целом – своего рода идеал зла, воплощение совершенства в пороке. Во всех шести повестях главные персонажи – женщины, однако зло заключается не только в них самих, но и в их окружении. В повести «Обед безбожников» автор говорит, что «среда для человека – это почти что судьба» (Барбе д'Оревильи. 1993. С. 195). Роль зла в жизни людей предопределена самой человеческой природой, в основе которой лежит не добро, как считал Ж.-Ж. Руссо, а двойственность, и особенно поразителен контраст идеального или воображаемого и реального – в женщинах. В повести «Счастливые преступники» («Le bonheur dans le crime») акцентируется другая важная мысль писателя: гармоничная жизнь людей – всего лишь иллюзия, и живописать её «так же невозможно, как увидеть кровообращение» (Барбе д'Оревильи. 1993. С. 121). Книга была объявлена безнравственной, неподобающей католическому писателю, автор подвергся судебному преследованию, которое было приостановлено только после того, как он согласился изъять её из продажи.
В романе «Безымянная история» («Histoire sans nom», 1882; рус. пер. 1993), продолжившем тематику сборника «Дьявольские лики», три смысловых центра: местный колорит двух разных уголков французской провинции – Нормандии и Севен; история Ластени, ставшей жертвой преступления капуцина-проповедника; и главный – психологическая драма двух женщин внутри узкого семейного круга. В психологический анализ Барбе д’Орвийи привносит проблемы религиозного сознания, чем, однако, не снимается трагический колорит произведения. Роман высоко оценил В. Я. Брюсов, отметивший «классическую простоту и величайшее художественное проникновение» в изображении характеров (Брюсов. 1911. Стб. 188). Р. де Гурмон отнёс роман к числу «самых оригинальных явлений литературы 19 века», назвав его автора одним из «глубинных классиков, которые определяют подлинную жизнь французской литературы» (Gourmont. 1904. P. 258).
Статьи Барбе д’Орвийи о литературе составили многотомную серию очерков и памфлетов «Произведения и люди. XIX век» («Les oeuvres et les hommes, XIX siècle», 1860–1865), проникнутых презрением ко всему, что порождено «мещанским духом» времени. С 1869 г., после смерти Ш. Сент-Бёва, вёл раздел литературной критики в газете Le Constitutionnel. Многие очерки писателя опубликованы отдельно: «Сорок медальонов Академии» («Les quarante médaillons de l’Académie», 1864), «Гёте и Дидро» («Goete et Diderot», 1880), «Сенсации в искусстве» («Sensations d’Art», 1886), «Религиозные философы и писатели» («Philosophes et écrivains religieux», 1887) и др. Остро полемический, доходящий до агрессивности тон и субъективность критики Барбе д’Орвийи осложнили его отношения со многими писателями старшего поколения, в том числе с В. Гюго, Г. Флобером, Э. Золя. «Двенадцать томов его критики – это самое экстравагантное из всего того, что может внушить каприз», – писал А. Франс (Франс. 1931. С. 268).
В последние годы вёл уединённый образ жизни, общался с немногими друзьями (Ф. Коппе, Л. Блуа), а также с молодыми авторами (среди них – П. Бурже, Ж. К. Гюисманс, М. Роллина, Ж. Пеладан, Ж. Ришпен). В 1-й половине 20 в. историки литературы ещё нередко писали о Барбе д’Орвийи, но позднее его имя упоминалось преимущественно в общих обзорах.
В России интерес к творчеству Барбе д’Орвийи проявили В. Я. Брюсов, написавший содержательную статью для «Нового энциклопедического словаря» издательства Брокгауза и Ефрона, и М. А. Волошин, подготовивший первое русское издание сборника «Лики дьявола» (1908). К середине 20 в. интерес к писателю угас, в книге «История французской литературы» (том 3, 1959) он представлен «запоздалым романтиком», сочетавшим «реакционно-романтические» идеи с религиозным спиритуализмом, и предшественником декаданса, «осуждавшим всякое революционное движение» (Балашов. 1959. С. 329–330). Затем писатель был почти забыт до конца 20 в., когда в России вышел новый перевод его произведений (включая романы «Шевалье Детуш» и «Безымянная история») под общим названием «Дьявольские повести» (1993, переводчик Ю. Б. Корнеев).