Банионис Донатас
Банио́нис Дона́тас (Донатас Юозович Банионис; Донатас Юозо Банёнис; Donatas Juozo Banionis) (28.4.1924, Каунас – 4.9.2014, Вильнюс), литовский и российский актёр, народный артист СССР (1974).
Отец – портной, мать – работница швейной мастерской. В школьные годы играл в драмкружке. В 1939 г. поступил в Первое ремесленное училище г. Каунаса (отделение керамики), окончил его в 1941 г.
В 1941–2000 гг. в Паневежском драматическом театре. Ученик Ю. Мильтиниса.
В дебютной роли гимназиста Ясюса (1941, «Поросль» К. Бинкиса) проявилось сценическое обаяние Д. Ю. Баниониса, которое на протяжении всей жизни способствовало его успеху в профессии. Среди ролей: почтмейстер Шпекин (1946, «Ревизор» Н. В. Гоголя), Павел Корчагин (1952, «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому), доктор Дорн (1954, «Чайка»), Лебедев (1959, «Иванов», обе – А. П. Чехова), профессор Норман Тэйер (1996, «У золотого озера» Э. Томпсона), композитор И. С. Бах (1999, «Возможная встреча» П. Барца). Пластичность актёрского аппарата позволяла Банионису работать вне одного амплуа и воплощать на сцене диаметрально противоположные характеры. Трагические краски в судьбе Вилли Ломена, пожилого неудачника в момент окончательного крушения надежд («Смерть коммивояжёра» А. Миллера, 1958), сменяло буффонное исполнение роли Бопертюи в водевиле Э. Лабиша «Соломенная шляпка» (1959), в свою очередь уступавшее место глубокому драматизму в образе Банко («Макбет» У. Шекспира, 1961).
О работе в спектакле «Гедда Габлер» Г. Ибсена (1957) Н. А. Крымова писала: «Донатас Банионис играет Тесмана удивительно. Такая художественная властность в этом строгом и точном рисунке, такая ни на минуту не нарушаемая сосредоточенность, что уже одно это, одна лишь манера игры актёра заставляет обратить на скромного Тесмана большее внимание, чем предполагалось» (Крымова. 1971).
Вершиной сценической карьеры стала роль Бекмана – солдата, вернувшегося со Второй мировой войны 1939–1945 гг. («Там, за дверью» В. Борхерта, 1966). Актёр исполнял её с огромным физическим и духовным напряжением, на пределе актёрских возможностей (см. документальный фильм «Там, за дверью», 1966).
В 1973 г. сыграл ещё одну свою «коронную» роль – Эдгара в «Пляске смерти» А. Стриндберга. Сложное чувство, которое герой испытывал к своей жене, – любовь-ненависть – подвигло его к жестокой и бессмысленной психологической дуэли с ней. В этой пятичасовой постановке Банионису приходилось жить интенсивной сценической жизнью, игра была крайне экспрессивной, почти инфернальной. Показательны требования Мильтиниса на репетициях: «Глаза должны быть молниеносные... Уши бешеные. Уши Мефистофеля» (Банионис. 2006. C. 44–45).
В 1980–1984 гг. Д. Ю. Банионис занимал пост главного режиссёра, в 1984–1988 гг. – директора и художественного руководителя Паневежского драматического театра. Среди постановок: «Ржавая вода» К. Сая (1981), «Три мешка сорной пшеницы» (1982, по В. Ф. Тендрякову), «Амадей» (1983, П. Шеффер), «Вино из одуванчиков» (1985, по Р. Брэдбери) и др.
В кино дебютировал в 1959 г. («Адам хочет быть человеком» по роману В. Сириос-Гиры «Буэнос-Айрес», режиссёр В. Жалакявичюс). Образ хитрого, двуличного авантюриста Даусу проведён на грани психологической достоверности и острой экспрессивности в соответствии со стилем нуар, в котором снята картина.
Известность принесла роль Вайткуса («Никто не хотел умирать», 1965, режиссёр В. Жалакявичюс, приз за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1966; Государственная премия СССР, 1967). В основе сюжета – борьба советской власти с бандами лесных братьев. Актёр создал сложный и драматичный образ председателя сельского совета, в прошлом – члена лесной банды, показав трагедию литовского крестьянства, оказавшегося «между молотом и наковальней» в политической борьбе.
После этой работы Баниониса стали приглашать крупнейшие киностудии страны – «Мосфильм» и «Ленфильм». В комедии Э. А. Рязанова «Берегись автомобиля» (1966) он сыграл эпизодическую роль пастора, в малом пространстве которой создал ёмкий и выразительный характер хитроватого, нечистого на руку священника. Здесь слышен подлинный голос Баниониса, с характерным для его речи «иностранным» акцентом, тогда как в других фильмах его дублировали российские актёры, чаще всего – А. С. Демьяненко.
Образ Ладейникова в картине «Мёртвый сезон» (режиссёр С. Я. Кулиш, 1968) ломал сложившиеся представления о киногерое-разведчике. Отказавшись от внешних эффектов, актёр показал работу резидента как совокупность терпения, интеллектуального труда и чувства собственного достоинства. Эта роль, так же как роль герцога Олбенского («Король Лир» У. Шекспира, режиссёр Г. М. Козинцев, 1970), легла в основу своеобразного кинематографического амплуа Баниониса: разнообразно, в самом широком жанровом спектре, он играл «интеллигентного человека» в подлинном смысле этого понятия. Его герой мог быть крестьянином, клерком, великим художником или композитором, учёным или офицером. Но при этом, как правило, это был совестливый, глубоко ответственный, серьёзно мыслящий человек. Образ художника Ф. Гойи («Гойя, или Тяжкий путь познания» по Л. Фейхтвангеру, режиссёр К. Вольф, 1971, копродукция СССР, ГДР, Болгарии, Югославии; Национальная премия ГДР 1-й степени, в том же году) актёр наделил сдержанным характером со склонностью к молчаливому размышлению, а композитора Л. ван Бетховена («Бетховен – дни жизни», режиссёр Х. Земан, ГДР, 1976) – ярким темпераментом и многословностью. В обеих ролях достоверно переданы особая мимика и специфическое поведение человека, страдающего глухотой.
Мировое признание пришло с выходом фильма «Солярис» по С. Лему (режиссёр Андрей А. Тарковский, 1972), в котором Банионис сыграл роль Криса Кельвина. Она потребовала от актёра отказа от привычного психологического подхода к образу, поставила в жёсткие рамки режиссёрского замысла, где каждый жест и движение исполнителя тщательно отмерены и ограничены авторской волей.
На экране, как и в театре, Банионис создавал диаметрально противоположные образы: робкого, неуверенного в себе клерка в сатирической комедии «Бегство мистера Мак-Кинли» (режиссёр М. А. Швейцер, 1975; Государственная премия СССР, 1977) он играл легко, каскадно и лирично; Президента в политической драме В. П. Жалакявичюса «Кентавры» (1978) – в диапазоне от тонкого психологизма до монументальной плакатности.
В конце 1970-х гг. играл преимущественно отрицательных героев, что требовало выраженно характерного исполнения. Первая в этом ряду – роль зловещего и неуловимого убийцы по прозвищу Председатель в телефильме Е. М. Татарского «Приключения принца Флоризеля» (1979, по Р. Л. Стивенсону). В картине «Факт» (1980, режиссёр С. А. Грикявичюс) остро и жёстко сыграл фанатичного садиста, фашистского полковника Тителя. В детективной драме «Змеелов» (1985, по Л. В. Карелину, режиссёр В. К. Дербенёв) создал зловещий образ воротилы подпольного бизнеса.
В 1990-х гг. был по-прежнему востребован в России, снимался в жанровых фильмах. Сыграл вампира в триллере «Пьющие кровь» по повести А. К. Толстого «Упырь» (1991); сыщика Ниро Вульфа в сериалах по Р. Стауту «Ниро Вульф и Арчи Гудвин» (2001–2002) и «Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина» (2004); воеводу Свенельда – в исторической эпопее Б. Б. Мансурова «Сага древних булгар» (2004).
Среди других ролей в кино: Донатас («Хроника одного дня», 1963), Марияно («Красная палатка», 1969), Фердинанд Люс («Жизнь и смерть Фердинанда Люса», 1976), Маурис («Мама, я жив!», 1977, ГДР), Петрушонис («Цветение несеянной ржи», 1978), Распоркин («Детский мир», 1982), Бар Маттай («Крик дельфина», 1986), Хозяин («Живая мишень», 1990), Тойво («Ленинград»), Крис Кельвин («Посещение Соляриса», оба – 2007).
Последняя роль в кино – русский генерал М. Н. Муравьёв («Горячее сердце», режиссёр Д. Ульвидас, 2011).
О Банионисе сняты документальные фильмы: «Донатас Банионис. Народный артист СССР. Мастера искусств» (автор М. Е. Швыдкой, 1984); «Донатас Банионис. Острова» (режиссёр В. В. Балаян, 2003); «Донатас Банионис. Я остался совсем один» (режиссёр М. Ананьев); «Донатас Банионис. Бархатный сезон» (режиссёр К. Н. Мурашев, оба – 2014).
Награждён Командорским крестом ордена Великого князя Литовского Гедимина (1994), Орденом Дружбы (1999), Большим командорским крестом ордена «За заслуги перед Литвой» (2004), Орденом Почёта (2009), медалью имени А. А. Ханжонкова «За выдающийся вклад в киноискусство» (1999).
Международная премия и орден «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга и др., 2004).
Национальная премия Литвы в области культуры и искусства (2013).
Почётный знак Министерства культуры Литвы «Неси свой свет и верь» (2014).
Почётная грамота Президента РФ «За достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, заслуги в гуманитарной сфере, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность» (2014).
В 2005 г. в «Галерее славы» торгового и развлекательного центра «Акрополис» в Вильнюсе размещена мемориальная доска с отпечатком руки Д. Ю. Баниониса (скульптор Тадас Гутаускас).
Почётный гражданин Паневежиса (1999).