Авилов Виктор Васильевич
Ави́лов Ви́ктор Васи́льевич (8.8.1953, Москва – 21.8.2004, Новосибирск; похоронен в Москве), российский актёр, заслуженный артист РФ (1993).
В 1972 г. окончил Московский индустриальный техникум, работал водителем МАЗа (29-й автокомбинат Мосстройтранса). В 1974 г. присоединился к театральному объединению В. Р. Беляковича, участники которого в 1977 г. стали основателями Театра-студии на Юго-Западе в Москве. Первую роль сыграл в 1975 г. (Кочкарёв – «Женитьба» Н. В. Гоголя). Среди других ролей: Семён («Уроки дочкам» И. А. Крылова), Дубов, Лесник, Дьячок Ефим, Дездемонов, Шлёпкин и другие («Старые грехи» по рассказам А. П. Чехова), Мольер («Мольер» по пьесе М. А. Булгакова «Кабала святош»), Сганарель («Лекарь поневоле» Мольера), Лаир («Жаворонок» Ж. Ануя), Ихарев, Швохнев («Игроки» Гоголя), Генрих, Ланцелот («Дракон» Е. Л. Шварца), Питер («Что случилось в зоопарке» Э. Олби), Беранже («Носороги» Э. Ионеско), Прокопий Лагутин, Князев, Бронька Пупков и другие («Штрихи к портрету» по рассказам В. М. Шукшина), Хлестаков («Ревизор» Гоголя), Пашка («Самозванец» Л. А. Корсунского), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира; в 1987 постановка участвовала в Эдинбургском фестивале, британская пресса назвала её лучшей зарубежной постановкой «Гамлета» за последние 40 лет; с лица Авилова сняли гипсовую маску для театрального музея Эдинбурга), Маркиз Форлипополи («Трактирщица» К. Гольдони), Вождь («Агент 00» Г. А. Боровика), Каллимако («Мандрагора» Н. Макиавелли), Варравин («Трилогия» А. В. Сухово-Кобылина), Калигула («Калигула» А. Камю), Актёр («На дне» М. Горького). Экспрессивная эстетика Театра на Юго-Западе во многом строилась на актёрских данных и методе игры Авилова.
Играл также в Театре Наций (Курт – «Пляска смерти» А. Стриндберга), Театре клоунады (Дон Кихот – «Дон Кихот» А. Н. Дындыкина по М. де Сервантесу), в театре «Арт-Хаус» (Гренуй – «Парфюмер» П. Зюскинда).
В 2002 г. создал свою актёрскую школу при театре «Киноспектакль» в Москве. В 2004 г. работал над постановкой пьесы Я. Дрды «Далскабаты, грешная деревня, или Забытый чёрт».
Последней театральной работой стала роль Воланда («Мастер и Маргарита» по Булгакову, Русский независимый театр, 2003). Критики отмечали в игре Авилова мощный темперамент и практически безграничную способность к перевоплощениям.
В кино дебютировал в фильме «По траве босиком» (1987). Но подлинным дебютом, вызвавшим острый общественный интерес, была роль странного, играющего со смертью художника в мистическом триллере «Господин оформитель» (1988; см. фрагмент фильма: «Господин оформитель» / Режиссёр Олег Тепцов. 1988 // Госфильмофонд России). В кинематограф не просто пришёл исполнитель с выразительной внешностью, но появилась харизматичная личность, обладающая мощной внутренней силой. В стране возникла своего рода мода на Авилова. Начиная с роли графа Монте-Кристо («Узник замка Иф», 1988) актёр выступал в образах трагических мстителей, порой превращаясь в подлинное «исчадие ада»: начальник одесского ЧК Симен («Искусство жить в Одессе», 1989), Мортимер («Мушкетёры двадцать лет спустя», 1992), чекист Боровик («Волчья кровь», 1995). Комедийные роли Авилов мягко остранял чуть гротесковым драматизмом (телефильм «Любовь к ближнему», 1988; «Тараканьи бега», 1993). Образам современников неизменно придавал загадочность и инфернальность (телефильм «Большая игра», 1988; «Зелёный огонь козы» и «Смиренное кладбище», оба – 1989; «Зимняя вишня – 2», 1990; «Танцующие призраки», 1992). При этом по-прежнему свободнее всего чувствовал себя в условном пространстве притчи («Safari № 6», 1990; «Антифауст», 1993). Лучшая роль этого периода – неоднозначный образ доктора Катцеля (телесериал «Петербургские тайны», 1994), с неукротимой силой ввергавшего себя во власть то зла, то добра и сломавшегося на этом пути.
В склонном к апокалиптизму и эсхатологичности российском кинематографе начала 1990-х гг. Авилов – одинокая и неприкаянная личность, трагически переживавшая как свою отверженность, так и постоянное соседство смерти.
После пятилетней паузы, связанной с преодолением болезни (туберкулёз), вернулся на кино- и телеэкраны в начале 2000-х гг., продолжая играть людей, как будто явившихся в современность из таинственного «далёка» и потому во многом чужеродных ей («Поздний ужин. Игрок», 2001; «Синоптик» и «Русские амазонки», оба – 2002). Последняя роль в кино – Мейерхольд в фильме «Золотая голова на плахе» (2004).