Ананда (храм)
Ана́нда (အာနန္ဒာ), буддийский храм в Мьянме. Сооружён в конце 11 – начале 12 вв. в Пагане, столице Паганского государства. Расположен недалеко от восточных ворот Тараба т. н. королевской, центральной, части города. Возвышающийся в центре обнесённого стеной участка (175 × 175 м), побелённый храм с золочёной вершиной – доминанта в равнинном ландшафте этого района археологической зоны Пагана. Благодаря строго выверенной объёмно-пространственной композиции, выразительным внешнему декору и произведениям скульптуры святилище является ключевым памятником раннепаганского зодчества.
Храм Ананда возведён при Чанзите, одном из великих государей Пагана. Он с успехом продолжил дело основателя Паганского королевства Анойатхи (Аноратхи), при котором буддизм тхеравады получил государственную поддержку. Сооружение Ананды было одним из важных деяний Чанзиты по утверждению тхеравады. Согласно легенде, зафиксированной в ряде бирманских хроник-йазэвин 18–19 вв. [например, вариант этого сюжета присутствует в хронике «Хманнан йазэвин», 1832, известной в переводе Пе Маун Тина и Г. Х. Луса (Люса) как «Хроника Стеклянного дворца»; The Glass palace chronicle of the kings of Burma. 1923. P. 110], государь вдохновился рассказом пришедших за подаянием из гималайских лесов монахов о чудесном устройстве их скального святилища Нандамулы и приказал им возвести такое же в Пагане. Построенный ими великолепный храм привёл Чанзиту в восхищение, но, чтобы монахи не смогли повторить этот шедевр, он приказал их казнить.
Первоначально, как сообщают те же поздние хроники, храм назывался Нанда или Ананта (от санскр. अनन्त पिन्या – бесконечная мудрость), а с 18 в. получил имя в честь одного из главных учеников Будды Шакьямуни, его двоюродного брата Ананды, что означает «Благословенный» (по другой легенде, существующей в летописной и в устной традициях, Будда вместе с Анандой однажды побывал на месте будущего Пагана и предсказал возникновение города, где будет процветать его учение). Однако оригинальное название святилища до сих пор неизвестно, как и точная дата его постройки, хотя ранние исследователи памятника (Г. Х. Лус, Ш. Дюруазель, С. С. Ожегов), следуя за хронистами, относили её к 1091 г. Вместе с тем стилистические и иконографические особенности сооружения, а также характер надписей на монском языке на украшающих его терракотовых пластинах позволяют большинству учёных (Б. Хадсон, Д. М. Стадтнер, П. Строн и др.) датировать завершение его строительства временем около 1100 г. В некоторых архитектурных элементах, стилистике и иконографии храмовой скульптуры, сложившихся в целом на основе местных традиций, ощутимо влияние искусства Индии периода династии Палов, с которой Паган поддерживал культурные связи начиная с периода его образования в середине 9 в.
Несмотря на то что с конца 13 в. возникли альтернативные Пагану политические центры и значение столицы снизилось, комплекс Ананды оставался местом проживания монахов и объектом поклонения мьянманских правителей, которые делали подношения святыне и выделяли средства на её ремонт. Одно из наиболее заметных вложений сделали государи династии Конбаун (1752–1885), которые оплатили восстановление утраченных во время землетрясений архитектурных деталей перекрытий и стуккового декора, возведение массивных ступообразных завершений над входами в комплекс, фризов с миниатюрными рельефными ступами вдоль ограды, а также создание деревянных ворот в интерьере и двух огромных, стоящих в центре храма статуй будд (предположительно взамен сгоревших). Кроме того, за северной стороной ограды в 1775–1786 гг. возникло новое кирпичное здание – чаун (монастырь) Ананда – с высокой трёхъярусной кровлей; его интерьер украшен росписями. В первых десятилетиях 20 в. с трёх сторон к храму пристроены длинные крытые галереи (западная – в 1925, южная – в 1929, северная – в 1932), в которых использованы некоторые элементы европейской архитектуры (в частности, полуколонны со своеобразно трактованными коринфскими капителями). После произошедшего в 1975 г. в Пагане сильного землетрясения (около 6,5 баллов) и вызванных им разрушений практически полной реконструкции подверглась верхняя часть святилища. В 1990 г. в честь 900-летия начала строительства Ананды его стены были вновь побелены, а венчающие башни и зонт-тхи позолочены. В начале 21 в., благодаря реставрационной расчистке, в северном и восточном вестибюлях открыты фрагменты оригинальных росписей, когда-то целиком покрывавших стены всех входных залов.
Ананда относится к храмам центрического типа. Все стороны его основного квадрата (53 × 53 м) обрамляют одинаковые четырёхколонные вестибюли с тремя порталами, что в целом образует симметричный план в форме греческого креста. Фасады ориентированы строго по сторонам света, а центр занимает огромный квадратный столб с нишами для статуй будд, вокруг которого идут два концентрических сводчатых коридора. Центральный массив святилища имеет шестиярусное пирамидальное перекрытие: два нижних яруса с покатой кровлей расположены над коридорами, а четыре верхних яруса и внутренний столб поддерживают высокую четырёхгранную башню-кунтаун. Она увенчана позолоченной конусообразной ступой с зонтом-тхи и высоким шпилем. Живописность перекрытию придают поставленные на углах второго яруса башенки, повторяющие форму главного кунтауна, врезанные по центру каждой из четырёх сторон кровли декоративные порталы, арочные ниши со скульптурами будд, горизонтальные раскреповки, ряды зубцов и ниш с глазурованными изразцами, угловые украшения в виде небольших ступ и фигур фантастических львов. Эта сложная на первый взгляд объёмно-пространственная структура подчинена чёткому ритму и симметрии в расположении всех элементов. Достигающий высоты около 51,5 м и длины 88 м (от одного вестибюля до другого), Ананда стал первым в Пагане храмом-гигантом, а подобным крестообразным планом обладает лишь ещё один огромный храм – Дхаммаянчжи (Дхаммаянджи; 2-я половина 12 в.; также в г. Паган).
Комплекс Ананды по традиции построен из кирпича, который обжигался из местной глины в окрестностях города, и его стандартные размеры (36 × 48 × 6 см) отличались от тех, которые использовались тогда в других азиатских странах. Выступы на кирпичных стенах Ананды, покрытых светлой штукатуркой и лепниной, образуют на поверхности своеобразную ордерную систему с карнизом и пилястрами, снабжёнными капителями и базами. Над высоким профилированным цоколем тянется череда полукруглых зубцов. По плоскостям фасадов проходят горизонтальные тяги и два ряда окон, создающих иллюзию двухэтажности здания, внутреннее пространство которого едино. Наличники окон и порталы со стрельчатыми арочными проёмами и фестончатыми фронтонами имеют характерное завершение, напоминающее языки пламени или удлинённые листья растений. Это типичный местный элемент декора, форма которого возникла, по предположению С. С. Ожегова, от прототипов – деревянных сооружений народного зодчества. В ниши с таким же обрамлением у входов помещены фигуры бодхисаттв, сидящих в царственной позе (лалитасана). Углы святилища охраняют монументальные скульптуры необычных фантастических львов с раздвоенными телами, называемых чинтэ или маноутиха.
Храм оформлен снаружи фризами из изразцов, обрамляющими цоколь и уступы перекрытия. Каждая из терракотовых плит, покрытых зеленоватой глазурью (всего их более 1500), вставлена в отдельную филёнку. Барельефные композиции вписаны в квадратные рамки со скромным орнаментом, а нижнюю часть изразцов окаймляет полоса гравированной надписи на монском языке (частично с нумерацией на пали), комментирующей сцену. Цокольный фриз на западном фасаде храма изображает демонов армии Мары, божества мирских наслаждений и постоянного искусителя Будды. Демоны с уродливыми лицами показаны с оружием в руках, идущими парами или по трое, иногда – следующими верхом на лошадях. По восточному фасаду проходит вереница многочисленных спутников Будды: богов – дэвов, небесных юношей и дев с подношениями в руках и разных божественных существ, включая полулюдей-полуптиц кейнаи, царей нагов с торсом человека и змеиным хвостом, и др. Возглавляет процессию трёхглавый Брахма.
Изразцы на парапетах перекрытий посвящены джатакам. Они представляют полную изобразительную версию входящего в Палийский канон раздела «Джатака», состоящего из 547 нравоучительных историй из жизней бодхисаттвы – будущего Будды Шакьямуни. Череда джатак начинается с юго-западного угла первого яруса и проходит по часовой стрелке по всем шести ярусам. Каждой из 547 джатак соответствует один изразец, тогда как последние десять историй, образующих наиболее важный в каноне цикл «Маханипата» (о десяти последних жизнях будущего Будды), проиллюстрированы сценами на 389 плитах.
Интерьер храма из-за толстых стен, высокого потолка и небольших окон погружён в полутьму. Дополнительное освещение дают специальные окна-тоннели, прорезанные в толще второго яруса перекрытия. Свет из них падает в основном на стенные ниши, в которых установлены скульптуры. Чтобы попасть к главным алтарям с большими статуями будд, верующие обычно обходят святилище по двум упомянутым выше концентрическим коридорам. Но можно пройти к центру от любого из четырёх вестибюлей прямо по крестообразно пересекающим храм проходам.
В массиве центрального столба вырублены глубокие арочные ниши, где стоят деревянные позолоченные статуи будд (высота около 9,5 м), ориентированные по сторонам света. Это Кракучханда (на языке пали – Какусанда), Канакамуни (пали – Конагамана), Кашьяпа (пали – Кассапа) и Шакьямуни (пали – Сакьямуни), которые, согласно буддийской мифологии, символизируют четыре периода современной кальпы – мирового цикла. Все статуи неоднократно реставрировались, но оригинальными, т. е. созданными в начале 12 в., традиционно считаются фигуры, обращённые на север и юг, – Кракучханда и Кашьяпа. У них характерные для раннепаганской пластики очертания лиц с узкими улыбающимися губами, сложенные у груди руки в жесте дхармачакра-мудра, плотно облегающие тела монашеские одеяния. Стилистические и иконографические особенности двух других скульптур, как, например, разработка одежд изящными волнообразными складками, плод миробалан (символ исцеления) в правой руке Канакамуни, жесты абхая-мудра и дана-мудра у Шакьямуни, могут свидетельствовать о конце 18–19 вв. как о времени создания статуй, однако датировка скульптур и в 21 в. остаётся предметом дискуссий, включая и две т. н. портретные скульптуры, помещённые у ног стоящего в западном алтаре Будды Шакьямуни.
Высокими художественными достоинствами отличаются 80 каменных рельефов со сценами из жизнеописания Будды Шакьямуни – от его рождения до перехода в нирвану. Сюжетной основой композиций послужил палийский комментарий к джатакам «Ниданакатха» (5–6 вв.), который редко иллюстрировался в таком полном объёме не только в Мьянме, но и в других буддийских странах. Датируемые временем строительства храма рельефы в начале 20 в. были расчищены (сохранились фотографии, сделанные после расчистки в 1913 Ш. Дюруазелем), а впоследствии несколько раз реставрировались: покрывались ярко-красным пигментом (фон) и сусальным золотом (изображения). «Каменная биография» Будды начинается у выхода из западного вестибюля (где в центре находится камень с «отпечатками ступней» Пробуждённого) и проходит в два ряда по внешним стенам первого концентрического коридора. Плиты имеют прямоугольный вертикальный формат с полукруглым или стрельчатым завершением. Все основные персонажи на них исполнены в высоком рельефе, а фоновые изображения (как правило, это архитектурные сооружения и деревья) – в барельефе. Некоторые плиты имеют внизу отделённую от основного образа полосу с рельефными изображениями второстепенных персонажей. Так, под фигурой сидящего в медитации Будды показаны три танцовщицы – прекрасные дочери Мары, которые, как говорит легенда, пытались соблазнить Будду, но в наказание за это были превращены богами в безобразных старух.
В ряде стилистических и иконографических особенностей рельефов (в трактовке одеяний персонажей, королевских головных уборов, поз и жестов) этой повествовательной серии заметно влияние индийской художественной школы периода Палов 10–11 вв.; это, по мнению Ш. Дюруазеля, свидетельствует о том, что Ананда построен приглашёнными из Индии зодчими (Duroiselle. 1917. P. 71). Однако большинство исследователей считают это святилище созданием мьянманских мастеров, что подтверждают своеобразие его архитектуры, специфически местные элементы убранства, подробные нарративные циклы из рельефных изразцов и каменных рельефов и многое другое.
Храм Ананда включён в список Всемирного наследия в составе памятников Пагана.