Алия (термин)
Алия́ (עלייה – подъём, восхождение), репатриация евреев из диаспоры в Государство Израиль, а до его провозглашения – на историческую территорию «Эрец Исраэль».
Этимология слова
Этимологически понятие «алия» восходит к глаголу «ала» (עלה – поднялся, взошёл). Употребление этого слова может объясняться особенностями рельефа местности. Иерусалим расположен на высоте около 750 м над уровнем моря, в то время как еврейское население в 6 в. проживало преимущественно в равнинных районах долины Вавилона, дельты Нила или Средиземноморского бассейна, которые располагаются существенно ниже. В дальнейшем термин приобрёл метафорический смысл, заключающийся в том, что жизнь в Израиле представляет собой переход на более высокую ступень по сравнению с пребыванием в галуте (пребывание в изгнании, вне территории «Эрец Исраэль»).
Дополнительное сакральное значение может быть связано с тем, что данное понятие имеет второе толкование, согласно которому «алия» – это приглашение члена еврейской общины на платформу – биму (בּימה) для чтения главы Торы, что также представляет собой в прямом и переносном смысле восхождение.
Совершившие алию называются олимами (עולים).
История переселения
Процесс переселения евреев в Святую землю происходил с библейских времён. Предположительно, в контексте переселения в Святую землю сам термин мог быть впервые употреблён в Танахе. В книге Бытия (Быт 50:13, 14) сыновья Иакова, пришедшие в Святую землю из Египта, назвались «олимы». В книге Чисел Сефер БаМитбар Халев, сын Иефоннии из колена Иудина, приведя свой народ к Моисею, говорит: «Взойдём и унаследуем её, ибо мы можем» (Числ 13:30). При этом в оригинале на иврите в первом случае используется глагол נעלה (поднимемся, взойдём). В дальнейшем еврейский народ возвращался в Сион из вавилонского пленения, а при Ироде Великом вновь прибывшие удостаивались особенных привилегий, таких как назначение на высокие посты, в том числе первосвященника. В 10–11 вв. в Иерусалим прибыла община караимов, основавшая в городе свой квартал.
В 13–15 вв. в результате гонений на евреев в Англии, герцогстве Австрия, Франции, государствах Пиренейского п-ова и падения Константинополя многие евреи, населявшие эти страны, отправились на Ближний Восток. В 17 в. к ним присоединилось еврейство на территории современной Украины, спасавшееся от погромов, сопровождавших восстание Б. М. Хмельницкого. В 18–19 вв. в Святую землю отправились последователи нескольких влиятельных раввинов. В 1777 г. в Иерусалим прибыли ученики основателя хасидского течения иудаизма, раввина Исраэля Баал-Шем-Това, а с 1808 г. ученики Виленского Гаона (Элияху бен Шломо Залмана), представители течения литваков в иудаизме, называемые «перушим», обосновались в Тверии, Цфате и Иерусалиме.
Первая волна алии
В современной еврейской истории выделяют несколько волн алии, отличающихся по времени прибытия олимов и стране их происхождения. Первый такой массовый приезд начался в 1881–1882 гг. и получил название «Первая алия». Основную группу репатриантов данного периода составили выходцы из Восточной Европы, особенно Российской империи. На указанном этапе на территорию Палестины, входившей в состав Османской империи, прибыли порядка 35 тыс. человек, спасавшихся от погромов, большинство из которых были участниками протосионистских движений «Ховевей Цион» и «Била». 14 членов движения «Била» прибыли в порт Хайфы 6 июля 1882 г. Финансовую поддержку поселенцам оказывал барон Эдмонд (из семьи Ротшильдов), в том числе занимавшийся выкупом земель в Палестине. Помимо европейских евреев, в 1881–1882 гг. в Палестину прибыли йеменские евреи, а в 1895 г. – курдские. Они селились в окрестностях Иерусалима. Приезд ближневосточных евреев был связан прежде всего с упрощением процедуры передвижения внутри Османской империи и открытием Суэцкого канала в 1869 г. При этом религиозные йеменские евреи видели в этом символические знаки скорого прихода Машиаха и совершали алию главным образом по религиозным причинам. Продолжалась Первая алия до 1903 г.
Вторая волна алии
В 1904–1914 гг. шла т. н. Вторая алия, в ходе которой на территорию Палестины прибыли около 40 тыс. человек. Её представителями стали, как и в случае с Первой, преимущественно выходцы из Восточной Европы, по-прежнему связывавшие с переездом возможность спастись от преследования в странах рождения. К ним добавились евреи – выходцы из Ирана и Йемена. В отличие от первой волны алии мигранты второй волны могли быть меньше связаны с сионистскими идеями. С 1906 г. участники общества «Ахузат Байт» стали осваивать район Керем-Джебалия близ Яффо, где 11 апреля 1909 г. возник Тель-Авив. В 1910 г. переселенцы основали первый кибуц Дгания Алеф. В этот период под влиянием растущей враждебности местного арабского населения стали возникать первые организации самообороны, такие как «Ха-Шомер». Завершилась массовая волна миграции евреев после начала Первой мировой войны, а многие приехавшие тогда поселенцы вскоре покинули Палестину из-за тяжёлых условий. Кроме того, Османская империя сдерживала приток еврейского населения, поскольку была ограничена в возможностях добиваться от них соблюдения своих законов и налогообложения, т. к. они формально оставались гражданами других государств.
Третья волна алии
Третья алия, получившая название «алия халуцим» (халуцим – העלייה החלוצים , алия первопроходцев), длилась с 1919 по 1923 гг. Данное наименование было связано с халуцианским движением и организациями «Ха-Халуц», «Ха-Шомер Ха-Цаир» в России и Польше. В этот период в Палестину прибыли около 40 тыс. человек, вновь преимущественно из Восточной Европы: Польши, России, Румынии, Литвы. Спецификой халуцианского движения был упор на развитие сельского хозяйства. В указанный период была создана федерация труда «Гистадрут» и продолжилось развитие системы обороны, что привело к появлению организации «Хагана».
Среди основных причин переезда еврейского населения в Палестину стали Октябрьская революция и продолжение еврейских погромов в России, а также общее ухудшение социально-экономической ситуации в Европе после 1-й мировой войны, в то время как в Палестине, наоборот, начали развиваться сельское хозяйство и промышленность. Третья алия во многом стала возможной благодаря публикации в 1917 г. Декларации Бальфура и получению Великобританией мандата на Палестину в 1922 г.
Четвёртая волна алии
Четвёртая алия в 1924–1929 гг. получила название «алия бурганит» (рус. «буржуазная» העלייה הבורגנית), а в Польше – «алия Грабского», по имени премьер-министра Польской Республики В. Грабского, проводившего в отношении местного еврейского населения дискриминационную политику. В это время в Палестину прибыли от 70 до 80 тыс. человек, в основном из Восточной Европы – прежде всего Польши, которые преимущественно были представителями среднего класса, занимавшимися торговлей и предпринимательством. В тот же период продолжили приезжать евреи Йемена и Ирака, а также ашкеназы, которые были последователями халуцианского движения. Важным фактором, оказавшим воздействие на этот поток репатриантов, стало введение в США миграционных квот, что сократило возможности для евреев в выборе нового места жительства. Помимо этого, на положение евреев повлияли экономический кризис в Польше и сохранение антисемитских настроений в Европе. Однако из представителей этой волны олимов Палестину в середине – конце 1920-х гг. покинули около 20 тыс. человек, что было связано с разразившимся там экономическим кризисом и нехваткой рабочих мест.
Пятая волна алии
В 1929–1939 гг. длилась Пятая алия, в ходе которой прибыли до 250 тыс. человек. Её пик пришёлся на 1933–1936 гг. и был связан с антисемитской политикой нацистской Германии и её сателлитов. В это время в Палестину прибывали главным образом евреи из Центральной и Восточной Европы: Германии, Австрии, Польши, Чехословакии. К ним присоединились греческие евреи и евреи из Турции, Ирана и Йемена. С экономической точки зрения новые олимы Пятой волны были в основном профильными специалистами – врачами, юристами, учёными, которые в странах рождения столкнулись с преследованием и запретом на профессиональную деятельность. Представители Пятой алии были преимущественно хорошо ассимилированы в странах рождения, а их приезд в наименьшей степени был мотивирован идеологическими причинами.
Население ишува (еврейского национального очага) в этот период страдало от арабских погромов, самые известные из которых произошли в 1929 г. (Восстание Бурак, или Восстание Западной стены) и в 1936–1939 гг. (Великое арабское восстание).
Нелегальная алия
Представители мандатных властей проводили политику ограничения приёма еврейского населения для снижения напряжённости. 17 мая 1939 г. британскими властями была издана «Белая книга Макдональда». Она вводила квоту на приезд евреев – 75 тыс. человек на 5 лет, из которых на первом этапе ввиду ситуации в Европе могли прибыть до 25 тыс. человек, а затем по 10 тыс. человек в год. В дальнейшем предполагалось, что судьбу еврейской миграции будет определять арабское большинство. Помимо этого, на 95 % территории подмандатной Палестины был введён запрет на покупку земель евреями.
На фоне этих ограничений появилось разделение на «Алию-Алеф» и «Алию-Бет». Первая представляла собой официальную иммиграцию в рамках установленных «Белой книгой» квот, вторая – нелегальную. «Алия-Бет» также является сокращением от «Алия Билти Легалит» («нелегальная алия», עלייה בלתי-לגאלית). «Алия-Бет» включала 2 этапа: первый – эвакуация евреев из нацистской Германии и оккупированных ею стран, второй – переселение евреев из лагерей для интернированных и бывших узников концентрационных лагерей. Для проведения второго этапа бывшими узниками концлагерей была создана организация «Бриха» (בריחה, побег). В ишуве, а затем в Израиле в 1938–1952 гг. действовало специальное подразделение организации «Хагана» Моссад ле-Алия-Бет, получавшее финансирование от Американского еврейского объединённого распределительного комитета «Джойнт». Также поддержку нелегальной репатриации осуществляли подпольные сионистские организации «Иргун» и «Лехи» и отряды еврейской самообороны «Хагана» и «Пальмах». Эвакуация проводилась в основном морем. Для её осуществления до 1948 г. было совершено более 140 рейсов, перехватом которых занимался британский Королевский флот. Самый известный инцидент произошёл с кораблём «Исход», который был остановлен 18 июля 1947 г. в 40 км от побережья Палестины, а 4,5 тыс. пассажиров депортированы и оказались в лагерях в Германии. К апрелю 1948 г. в лагерях рейса «Исход» оставались порядка 1800 пассажиров рейса. В ответ на действия британских властей отряды «Иргун» и «Лехи» взорвали британский полицейский участок в Хайфе 29 сентября 1947 г. Евреи, которые были перехвачены британцами, также отправлялись в лагеря для интернированных на Кипре и Маврикии, а также в лагерь Атлит в Палестине. Помимо этого, незначительное количество евреев въезжали в Палестину через Ирак и Сирию.
Алия после создания Израиля
Массовая алия последовала за провозглашением Израиля в мае 1948 г. К концу 1949 г. в Израиль прибыли порядка 342,5 тыс. олимов, а к концу 1952 г. – 606,7 тыс. олимов из Европы, а также арабских стран. После провозглашения Израиля начался массовый отток еврейского населения из Алжира, Египта, Марокко, Ливии, Сирии, Йемена, Ирака, Туниса. Всего до 1972 г. прибыли порядка 578,9 тыс. человек.
Для организации алии выходцев из некоторых стран были проведены специальные мероприятия, которые подразумевали особый порядок выезда, с привлечением государства:
Операция «Орлиные крылья» (כנפי נשרים), или «Волшебный ковёр», по организации алии йеменских евреев из Адена в 1948–1950 гг. Проводилась в 2 этапа и позволила вывезти 45–50 тыс. человек, преимущественно детей. Название «Орлиные крылья» взято из Торы (Исх 19:4).
Операция «Эзра и Нехамия» (מבצע עזרא ונחמיה) по воздушной эвакуации 120–130 тыс. евреев Ирака в 1951–1952 гг. Названа в честь библейских персонажей, возглавивших выход евреев из вавилонского пленения.
Операция «Яхин», или «Алия Гимель» (Гимель – 3-я буква ивритского алфавита), по вывозу порядка 80 тыс. марокканских евреев в 1961–1964 гг.
На иврите выходцы из арабских стран называются «плитим» (פליטים) – «беженцы». Несмотря на то что формально с точки зрения Закона о возвращении они также считаются олимами, процесс их прибытия, в том числе проведённые операции по эвакуации – алиёй, их особый статус обусловлен двумя обстоятельствами. С одной стороны, их приезд в Израиль не был мотивирован идеологическими причинами и стал в большей степени следствием угрозы для жизни общины в стране её проживания. С другой стороны, с 1950-х гг. предпринимаются попытки добиться признания еврейских беженцев из арабских стран пострадавшими от арабо-израильского конфликта, чем занимались Объединение выходцев из Египта в Израиле и Всемирная организация евреев из арабских стран (WOJAC). Статус беженцев является особым статусом, подразумевающим определённые льготы и поддержку. Власти Израиля с начала 2010-х гг. проводят кампанию по признанию прав еврейских беженцев и компенсации за утраченную ими в ходе переселения собственность. Посредством этой кампании власти Израиля хотят блокировать требование палестинцев на право на возвращение. Имеется в виду, что в ходе переселения евреи не получили никакой помощи, значит, и Израиль не должен принимать палестинцев, предоставлять им право на возвращение или что-либо компенсировать.
В 1948–1978 гг. алию совершили около 66 тыс. евреев из Ирана, а после Исламской революции 1979 г. – ещё порядка 13,9 тыс. человек (до 2011).
Полемику в правительстве Израиля в начале 1970-х гг. вызывал вопрос о приёме эфиопских евреев фалашмура (פלאשמורה), или «Бета Исраэль» (ביתא ישראל), община которых ещё в 19–20 вв. приняла христианство. Несмотря на то что в 1973 г. Министерство абсорбции представило отчёт, согласно которому они не имеют права на статус олимов в соответствии с Законом о возвращении, главный сефардский раввин Израиля (1973–1983) Овадия Йосеф издал мицву об их приёме, что позволило начать их алию при государственной поддержке. Для этого также были проведены специальные операции: 1) операция «Моисей»/«Моше» (מבצע משה) – совместная операция Израиля, США и Судана по эвакуации 6,4 тыс. человек с 21 ноября 1984 по 5 января 1985 гг.; 2) операция «Йехошуа» (מבצע יהושע) по вывозу 28–29 марта 1985 г. 500 эфиопских евреев из лагерей беженцев в Судане, попавших туда в ходе операции «Моисей»; 3) операция «Соломон» по вывозу 14 324 членов еврейской общины фалашмура 24–25 мая 1991 г. из Аддис-Абебы.
В 1992–1993 гг. была организована алия эфиопских евреев из района Квара.
С момента образования государства продолжалась также алия европейских евреев. В 1956–1960 гг. из Польши в Израиль прибыли порядка 35 тыс. человек, получивших впервые в странах социалистического лагеря официальное разрешение на выезд. Их репатриация была названа «Алия Гомулки» (עליית גומולקה) по имени В. Гомулки – первого секретаря ЦК Польской объединённой рабочей партии.
В 1968–1973 гг. в условиях изменения миграционной политики СССР право на выезд в Израиль получили 150 тыс. человек. С конца 1980-х гг. началась «Большая алия» из СССР, а позднее из стран СНГ, в рамках которой в Израиль переселились порядка 1 млн человек из постсоветских государств. «Большая алия» пошла на спад в начале 2000-х гг.
На волне внутреннего кризиса в Аргентине в 1999–2000 гг. страну начало покидать местное еврейство, что дало старт алие из Латинской Америки, продолжавшейся до середины 2010-х гг. За этот период из Аргентины, Бразилии, Уругвая, Чили и Венесуэлы выехало более 30 тыс. человек. На стимулирование данного процесса значительно повлияли не только социально-экономические условия и политическая ситуация в данных странах, но и успешно проведённая еврейским агентством «Сохнут» кампания по привлечению евреев в Израиль.
Под воздействием роста антисемитских настроений в 2000–2009 гг. началась активная алия из Франции, в ходе которой Пятую республику покинули около 13 тыс. человек. В 2013–2015 гг. к ним присоединились ещё около 13–15 тыс. человек, что было связано как с сохранившимся высоким уровнем антисемитизма, так и с ростом террористической активности в стране. Однако в отличие от Латинской Америки Израилю не удалось организовать успешную кампанию по приёму французских евреев, а потому многие из них для переселения предпочли другие страны, прежде всего Канаду.
Государственное регулирование алии
На протяжении истории Израиля была последовательно выстроена структура органов, занимающихся приёмом олимов. Учреждённое в 1929 г. Еврейское агентство «Сохнут» – подразделение при Всемирном еврейском конгрессе, осуществлявшее координационную функцию между поселенцами в подмандатной Палестине и британскими властями, имело отдел абсорбции, а после провозглашения государства Израиль полностью сосредоточилось на содействии алие и поддержании отношений с евреями диаспоры. Занявший пост руководителя отдела абсорбции в 1945 г. Гиора Йосефталь проводил политику «плавильного котла» (смешение всех народов в единую нацию), считая необходимым обеспечить полное слияние выходцев из различных стран и преодоление культурных различий и разницы в уровне жизни. Для этого он предлагал прежде всего стимулировать образование и выход на рынок труда женщин. Вместе с тем он был сторонником выборочной алии, обвиняя восточных евреев – мизрахов в пассивности в осуществлении репатриации и склонности к протестной активности внутри Израиля.
В 1950 г. было учреждено специальное координационное управление во главе с Д. Бен-Гурионом, куда входили представители правительства и организации «Сохнут». В страны расселения еврейских общин были отправлены представители данной структуры для поддержки репатриации, а также врачи.
С 1948 г. действовало Министерство алии (משרד העלייה), которое занималось исключительно организацией приезда олимов. Первым возглавил его Х. М. Шапира. В 1951 г. оно было упразднено и восстановлено лишь в 1968 г. (в 2013 на иврите, а в 2017 на русском языке переименовано в Министерство алии и интеграции) в 13-м Кабинете министров после массового притока новых репатриантов на фоне Шестидневной войны. Руководить ведомством было поручено И. Алону. Называлось новое министерство Ха-Мисрад ЛеКлитат ха-Алия (המשרד לקליטת העלייה) – Министерство по абсорбции олимов, в русском языке использовался вариант Министерство алии и абсорбции.
В 1952 г. было создано Бюро по связям «Натив» (נתיב, путь) – израильская правительственная структура при канцелярии премьер-министра, ответственная за поддержание отношений с еврейской диаспорой в СССР и странах соцлагеря, а также содействие алии из них.
С начала 2020-х гг. в задачи министерства входит выявление специфических особенностей групп репатриантов, предоставление им поддержки для быстрого включения в социальные связи и трудовые отношения, выделение базовой помощи. Поддержка оказывается репатрианту в ограниченный промежуток времени. За денежной помощью – корзиной абсорбции (סל קליטה) – имеют право обратиться олимы в течение первого года жизни в Израиле. Она выделяется независимо от страны происхождения нового гражданина.
Процедурность
Процедура алии включает несколько этапов. Первым является сбор религиозных и гражданских документов.
К первой группе относятся документы, подтверждающие принадлежность к еврейству по Закону о возвращении. В таком качестве могут выступить свидетельство о заключении религиозного брака, свидетельство о захоронении родственников на еврейском кладбище, документ о прохождении бар-мицвы, подтверждение членства в еврейской организации. Кроме того, необходимо представить письмо от раввина, входящего в признанный в Израиле перечень лиц, имеющих право подтвердить принадлежность потенциального олима к иудаизму. Данное рекомендательное письмо должно быть подготовлено на официальном бланке синагоги, а раввин должен быть лично знаком с заявителем. Для алии необязательно иметь религиозные документы, т. к. репатриант может быть атеистом. Впервые перечень религиозных документов был представлен в 2018 г. главным раввинатом Израиля.
Перечень гражданских документов включает в себя паспорт, свидетельства родства с еврейскими предками (родителями, бабушками и дедушками), а также с лицами, которые совершают алию вместе с заявителем. Помимо этого, предоставляется справка об отсутствии судимости, необходимая для того, чтобы удостовериться, что будущий гражданин не представляет общественной опасности. Требуется иметь оригиналы всех документов, а также их копии, заверенные апостилем, соответствующим Гаагской конвенции 1961 г.
С копиями документов можно приступить к заполнению заявления на репатриацию. Если оно будет одобрено, кандидату назначат собеседование с местным представителем Еврейского агентства «Сохнут», в ходе которого необходимо предоставить оригиналы всех перечисленных документов. До начала процедуры многие будущие репатрианты обращаются в специализированные конторы, помогающие с прохождением первого этапа и поиском еврейских корней. К ним относятся, к примеру, организация Nefesh B'Nefesh (נפש בנפש, душа к душе), действующая в США, Канаде и Великобритании. После того как заявление окончательно одобрено, будущий репатриант приступает к оформлению визы олима. В зависимости от страны и места проживания, степени загруженности ближайшего израильского дипломатического представительства её получение может занять от 14 рабочих дней до нескольких месяцев. Действительна такая виза до полугода. Олим, завершивший процедуру, получает право на бесплатный билет до Израиля, а по приезде ему выдаётся удостоверение личности гражданина Израиля Теудат Зеут (תעודת זהות).
21 июня 2016 г. кнессет объявил 8 ноября ежегодным Днём алии, который впервые был отпразднован в том же году.