Франция. История. Пятая республика
Пя́тая респу́блика, период в истории Франции с 1958 г. по настоящее время.
Начало Пятой республике было положено принятием действующей поныне Конституции 1958 г., которая наделила широкими полномочиями главу исполнительной власти – президента республики, превратив таким образом французский политический режим в республику президентского типа правления. Законодательная власть в стране по-прежнему принадлежит двухпалатному парламенту. Нижняя палата – Национальное собрание, – избираемая на 5 лет всеобщим голосованием, разрабатывает законы. Сенат избирается косвенным (многостепенным) голосованием сроком на 9 лет и обновляется на треть состава каждые 3 года; обладает правом законодательной инициативы. Согласно тексту Конституции, президент республики является ключевой фигурой французской политики. Он обладает правом назначать премьер-министра и по его предложению других членов правительства, возвращать принятые парламентом законопроекты на новое обсуждение, передавать на всеобщий референдум по предложению правительства или обеих палат любой законопроект, касающийся организации государственной власти или одобрения международных соглашений, способных затронуть деятельность государственных институтов. Президент может распускать (после консультации с премьер-министром и председателями палат) Национальное собрание и назначать новые выборы. Особая статья Конституции даёт право президенту республики в чрезвычайных обстоятельствах брать всю полноту власти в стране в свои руки. По сложившейся с первого же года существования Пятой республики традиции президент закрепил за собой право осуществлять внешнюю и оборонную политику Франции. Назначаемый им премьер-министр занимается проблемами внутренней политики. Конституция была утверждена после одобрения её текста на общенародном референдуме в сентябре 1958 г. (82,6 % участников проголосовали за принятие).
Первый президент Пятой республики Ш. де Голль (1959–1965, 1965-1969) полностью изменил внешнеполитический курс Франции периода Четвёртой республики, направив его на возрождение «национального величия» страны. Не добившись обеспечения Франции роли державы с «мировой ответственностью» внутри НАТО, де Голль в 1966 г. вывел её из военной структуры альянса. В период его президентства Франция начала производить собственное атомное оружие и таким образом вступила в Ядерный клуб.
1 января 1958 г. вступило в силу соглашение об организации Европейского экономического сообщества (ЕЭС), членом которого была и Франция, однако де Голль ратовал за строительство «единой Европы» не как наднационального объединения, а как «Европы отечеств», в которой каждая страна сохраняла бы свою политическую самостоятельность и национальную самобытность. Французский президент в 1963 и 1967 гг. накладывал вето на вступление в ЕЭС Великобритании, чтобы избежать конкуренции для французских товаров со стороны державы, тесно связанной с США. Большое значение де Голль придавал сотрудничеству с ФРГ, подписав с ней в 1963 г. франко-западногерманский договор. Президент Франции одним из первых мировых лидеров выдвинул идею разрядки международной напряжённости, о приверженности к которой объявил во время визита в СССР в 1966 г. По инициативе де Голля Франция в 1964 г. установила дипломатические отношения с КНР. В том же году президент Франции решительно осудил войну США во Вьетнаме, а в 1967 г. – агрессию Израиля против арабских государств.
Премьер-министры М. Дебре, Ж. Помпиду и М. Кув де Мюрвиль стремились превратить Францию в индустриальную державу, большое внимание уделяли социальной политике, заботясь о повышении благосостояния французов. Политику де Голля и его премьер-министров в Национальном собрании поддерживала пропрезидентская голлистская партия Союз за новую республику. В 1968 г. страна пережила глубокий социально-политический кризис. После широких студенческих волнений и всеобщей забастовки 1968 г. левые политические круги требовали отставки де Голля. Он добровольно покинул пост в апреле 1969 г., когда на всеобщем референдуме французы большинством в 52 % отклонили его проект о реформе Сената и новом районировании Франции.
Второй президент Пятой республики, сторонник Ш. де Голля Ж. Помпиду (1969–1974), определил дальнейший политический курс Франции словами «преемственность и диалог», сохраняя приверженность основным внешнеполитическим принципам де Голля при их частичном изменении в соответствии с требованиями партнёров по правящей коалиции. Помпиду выступил за размораживание отношений с США и возобновление франко-американского сотрудничества, высказался за более тесный политический, экономический и финансовый союз западноевропейских государств. Будучи убеждённым сторонником дальнейшего развития ЕЭС, Помпиду выступил за принятие в организацию Великобритании. Он ратовал за развитие экономических связей с СССР (5 раз встречался с Л. И. Брежневым), посетил с официальным визитом КНР. Назначенный президентом премьер-министр, голлист левого толка Ж. Шабан-Дельмас, предложил программу социально-экономических реформ под названием «новое общество» и провёл закон о растущей минимальной заработной плате. Премьер-министр П. Месмер проводил курс на повышение конкурентоспособности товаров французской промышленности на мировом рынке и ослабление государственного вмешательства в экономику.
Третьим президентом Пятой республики был избран «независимый республиканец», правоцентрист В. Жискар д’Эстен (1974–1981), придерживавшийся либеральных взглядов. С подачи президента назначенный им премьер-министр Ж. Ширак снизил возрастной ценз на выборах с 21 года до 18 лет, провёл большие преобразования в области семейного законодательства и положения женщин: была упрощена процедура развода, разрешено запрещённое ранее искусственное прерывание беременности. В период правления Жискар д'Эстена во Франции повысилась роль парламента, была введена еженедельная практика депутатских запросов членам правительства, ликвидирована цензура на телевидении. С 1973 г. Франция переживала острейший экономический кризис, вызванный «нефтяным шоком» (отказом арабских стран – членов ОПЕК поставлять нефть государствам, поддержавшим Израиль в ходе его конфликта с Сирией и Египтом). Премьер-министр Р. Барр был вынужден проводить политику жёсткой экономии. Во внешней политике В. Жискар д’Эстен позиционировал себя как убеждённого «атлантиста» и «европеиста». Он расширял отношения Франции и США, выступал за углубление процесса европейской интеграции, одновременно продолжал развивать торговое, промышленное и научно-техническое сотрудничество с СССР. В 1975 г. президент подписал от имени Франции Заключительный акт совещания в Хельсинки.
Четвёртый президент Пятой республики социалист Ф. Миттеран находился у власти 2 семилетних срока (1981–1988, 1988–1995). Под его руководством назначенный им премьер-министр, его верный соратник П. Моруа, осуществил во Франции широкую программу левых реформ. В стране была проведена третья крупная национализация: под контроль государства перешли 39 банков и 5 финансово-промышленных групп, 84 % авиационной и ракетной промышленности, 63 % цветной металлургии, 54 % химической промышленности. Правительство отменило налоги с лиц, получавших минимальную заработную плату, и ввело налог на крупные состояния. Минимальная заработная плата была повышена на 10 %, семейные пособия – на 25 %. Пенсионный возраст снизили с 65 до 60 лет одинаково для мужчин и женщин, а размер пенсий был доведён до 75 % от зарплаты (при обязательных страховых отчислениях в пенсионный фонд в течение 37,5 лет). Продолжительность оплачиваемого отпуска возросла с 4 до 5 недель, а рабочая неделя сокращена с 40 до 39 ч. Во Франции была отменена смертная казнь. В 1984 г. при неблагоприятной экономической конъюнктуре Миттеран был вынужден санкционировать сворачивание реформ и назначить на пост премьер-министра социалиста правого толка Л. Фабиуса. В первый период своего второго президентства Миттеран одобрил курс назначенных им премьер-министров социалистов М. Рокара (1988–1991), Э. Крессон (1991–1992) и П. Береговуа (1992–1993) на продолжение социальных реформ (создание системы государственных пособий малоимущим, принятие мер по демократизации сфер образования и судопроизводства и др.). В конце как первого, так и второго президентства после победы на парламентских выборах в 1986 и 1993 гг. правых сил Ф. Миттеран был вынужден назначить на пост премьер-министра представителей правого большинства в Национальном собрании – сначала Ж. Ширака, а потом Э. Балладюра, проводивших в стране денационализацию. Такая политическая ситуация получила название «сосуществование».
Во внешней политике Миттеран расширял связи Франции с США и НАТО в области военной стратегии. Он приветствовал расширение Европейского союза (ЕС), одобрив подписание в 1986 г. Единого европейского акта. Президент укреплял связи Франции с ФРГ. Большое значение он придавал развитию отношений Франции со странами «третьего мира», особенно с бывшими французскими колониями в Африке. Диалог Франции с СССР переживал сложный период из-за введения советских войск в Афганистан. В 1992 г. Ф. Миттеран объявил о введении моратория на подземные испытания Францией атомного оружия на атоллах Фангатауфа и Муруроа.
Пятый президент Пятой республики, неоголлист, глава правой партии Объединение в поддержку республики Ж. Ширак, избирался 2 раза – на семилетний и на пятилетний сроки (1995–2002, 2002–2007). Назначенный им премьер-министр А. Жюппе для сокращения дефицита бюджета и снижения инфляции взял курс на увеличение налогов, уменьшение ассигнований на образование и здравоохранение, увеличение стажа для выхода на пенсию, что вызвало широкое недовольство французов. В результате правые силы проиграли внеочередные парламентские выборы, Ширак был вынужден в 1997 г. назначить на пост премьер-министра социалиста Л. Жоспена, который проводил левую социальную политику (закон о 35-часовой рабочей неделе). Во время второго президентского срока Ширак назначил премьер-министрами своих соратников: Ж.-П. Раффарен занимался пенсионной реформой, Д. де Вильпен пытался провести закон о равенстве возможностей и ввести для этого в практику т. н. контракт первого найма.
Внешняя политика, проводимая Шираком, отличалась многообразием. Сразу после прихода к власти в 1995 г. он объявил, что снимает наложенный Ф. Миттераном мораторий на ядерные испытания, объяснив это тем, что Франции необходимо завершить серию научно-прикладных работ по модернизации атомного оружия (завершились в 1996). Международной системе, сложившейся после окончания «холодной войны», когда на преобладание в мире претендовала американская супердержава, Ширак противопоставлял мир мультиполярный. Он сдержанно относился к расширению и совершенствованию структур ЕС в духе наднациональности. Президент Франции был вынужден поддержать проект Европейской конституции, однако французы отвергли его (55 % голосов) на всеобщем референдуме в 2005 г. Ширак выступал против расширения НАТО на восток. Поддержал бомбардировки Югославии в 1999 г., одобрил в 2001 г. военное присутствие США в Афганистане и отправил туда французский воинский контингент, однако в 2003 г. решительно осудил ввод американских войск в Ирак. Президент всегда стремился развивать отношения Франции со странами Азиатского региона, прежде всего Японией, Китаем и Индией. Большое значение он придавал связям с Россией. У него сложились хорошие личные отношения с президентами РФ Б. Н. Ельциным и В. В. Путиным. Обе стороны называли свои взаимоотношения «привилегированным партнёрством».
Шестым президентом Пятой республики был избран представитель партии Союз за народное движение, неоголлист Н. Саркози (2007–2012). Необходимость дальнейшего обновления политического режима, обсуждавшаяся в ходе президентской кампании 2007 г., была частично реализована в рамках конституционной реформы 2008 г. (расширение прав законодательной власти и парламентской оппозиции, усиление контроля над исполнительной властью и др.). Назначенный Н. Саркози премьер-министр Ф. Фийон проводил в стране структурные реформы. В связи с мировым финансово-экономическим кризисом правительству пришлось оказывать поддержку французским «проблемным банкам», крах которых мог повлечь за собой цепную реакцию во всей банковской системе. В 2007 г. был принят закон, расширяющий автономию университетов, в 2010 г. проведена реформа в сфере пенсионного законодательства, предусматривающая повышение минимального возраста выхода на пенсию с 60 до 62 лет. Приоритетными направлениями внешней политики своей страны Саркози назвал её отношения с НАТО и ЕС. В 2007 г. президент Франции стал инициатором разработки и утверждения на саммите ЕС Лиссабонского договора, упрощённого варианта Европейской конституции. В 2009 г. Саркози принял решение о реинтеграции Франции в военные структуры НАТО, которую поддержало Национальное собрание. Президент выдвинул предложение об образовании т. н. Союза для Средиземноморья. В 2011 г. Франция активно участвовала в военном вмешательстве в Гражданскую войну в Ливии. Интенсивно развивались отношения Франции с Россией. Их кульминацией стал 2010 г., объявленный перекрёстным годом России во Франции и Франции в России.
В 2012 г. седьмым президентом Пятой республики стал социалист Ф. Олланд (2012–2017). Внутреннюю политику проводили назначаемые им премьер-министры Ж.-М. Эйро, М. Вальс и Б. Казнёв. Была сделана попытка ввести т. н. налог на роскошь, приняты меры для борьбы с безработицей и созданием новых рабочих мест, в частности для молодёжи. Огромный резонанс в стране получил утверждённый в 2013 г. закон об однополых браках и получение однополыми парами возможности усыновления. В 2014–2015 гг. была проведена территориальная реформа, сократившая число регионов европейской части Франции с 22 до 13. Кабинету М. Вальса в 2015–2016 гг. пришлось противостоять небывалой по силе волне террористических атак в городах страны со стороны мусульманского населения. Во внешней политике Олланд проявил себя как приверженец «атлантизма», ратовал за развитие «европейской оборонной идентичности» и «стратегической независимости» Франции. Президент Франции вместе с канцлером ФРГ А. Меркель предпринимал попытки разрешения долгового кризиса еврозоны, был одним из инициаторов т. н. «нормандского формата» переговоров по урегулированию вооружённого конфликта на юго-востоке Украины. В 2012 г. Олланд объявил о выводе французского воинского контингента из Афганистана. Заметно ухудшились франко-российские отношения после принятия Крыма в состав РФ (март 2014) и начала военного конфликта на юго-востоке Украины; Франция присоединилась к политике санкций ЕС против России.
В 2017 г. восьмым президентом Пятой республики был избран Э. Макрон. В Национальном собрании страны его поддерживает партия «Возрождение» (до мая 2022 – «Вперёд, Республика!»). Премьер-министр Э. Филипп провёл налоговую реформу, сделавшую французскую систему налогообложения более удобной. Премьер столкнулся с широкомасштабным протестным движением «жёлтых жилетов». Первоначально участники движения выступали против повышения цен на бензин, но вскоре стали бороться за справедливое налогообложение, уменьшение пенсионного возраста, улучшение медицинского обслуживания и образования. Проблемой следующего кабинета, возглавляемого Ж. Кастексом, стала борьба с исламским экстремизмом. Центральное место Макрон отводит взаимоотношениям с Европейским союзом; выступает за необходимость укрепления и реформирование НАТО, однако считает, что ЕС должен разрабатывать собственную оборонную политику. Президент Франции полагает, что «локомотивом» ЕС по-прежнему должны оставаться Франция и ФРГ, поэтому ратует за всестороннее укрепление связей двух стран. Макрон заявляет о необходимости возобновления диалога с Россией, учитывая тот факт, что Россия, Китай и Индия сегодня стали играть большую роль в мировой политике.
Во время распространения новой коронавирусной инфекции руководство Франции несколько раз вводило ограничительные меры на территории страны. Весной 2020 г. правительство начало реализацию масштабных мер по поддержке экономики и граждан. В конце декабря 2020 г. во Франции началась вакцинация граждан от COVID-19. В июле – августе 2021 г. было объявлено о введении т. н. санитарных паспортов для доступа в различные учреждения и на транспорт. Весной 2022 г. большая часть ограничений, введённых после начала пандемии, была снята.
В апреле 2022 г. состоялись президентские выборы. Во 2-м туре голосования (24 апреля) действующий президент Э. Макрон победил лидера Национального объединения М. Ле Пен, набрав 58,55 % голосов (против 41,45 % у Ле Пен).
В мае 2022 г. премьер Ж. Кастекс подал в отставку, новым главой кабинета министров стала Э. Борн. При назначении она заявила, что среди важнейших её приоритетов на посту главы правительства станет борьба с изменениями климата, а также поддержка покупательной способности французов. 16 марта 2023 г. Борн объявила о принятии закона о пенсионной реформе, повышающего возраст выхода на пенсию с 62 до 64 лет. Данный законопроект вызвал ряд общенациональных забастовок.
Руководство страны поддержало антироссийские санкции, введённые в связи с проведением Специальной военной операции России на Украине в 2022 г., одобрило военную, финансовую и гуманитарную помощь Украине.