Алексеев Никита Глебович
Алексе́ев Ники́та Гле́бович (9.8.1932, Москва – 21.3.2003, там же), российский философ, психолог, педагог, специалист в области истории психологии, психологии мышления, системодеятельностной методологии, эргономики, педагогики, социального проектирования и управления. Один из создателей отечественной психологии научного и шахматного творчества, психотехнологий развития мышления и организационно-деятельностных игр, системодеятельностной методологии эргономики и философии проектирования и управления образовательных и социальных систем, доктор психологических наук (2002), член-корреспондент РАО (1992). Кандидат в мастера спорта по шахматам.
Родился в семье писателя Глеба Васильевича Алексеева, дворянина из княжеского рода (расстрелян в 1938), и учительницы начальных классов Надежды Ивановны Алексеевой. Окончив вечернюю школу рабочей молодёжи, учился на физико-математическом и философском факультетах МГУ имени М. В. Ломоносова. В МГУ участвовал в философском кружке А. А. Зиновьева и в методологическом кружке Г. П. Щедровицкого, разрабатывал проблемы системной методологии научного мышления и социотехнической теории деятельности. По окончании обучения из-за разногласий по поводу трактовки современной логики с научным руководителем, С. А. Яновской, получил лишь справку о том, что он прослушал полный курс лекций философского факультета и специализировался на кафедре логики. Работал учителем математики в московской школе № 122 и в вечерних школах рабочей молодёжи, а также подрабатывал репетиторством, в основном с детьми писателей.
Защитил дипломную работу в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина (ныне МПГУ), где впоследствии работал ассистентом, а также учился в заочной аспирантуре. В этот период разрабатывал проблемы психологии творческой активности учащихся, психолого-педагогических средств обучения школьников решению типовых учебных задач, методики программированного и проблемного обучения, в том числе с позиций теории формирования умственных действий П. Я. Гальперина, педагогической психологии А. В. Петровского и системной методологии мыследеятельности Московского методологического кружка (ММК). В 1975 г. Алексеев под руководством Н. Ф. Добрынина защитил в МГПИ диссертацию, получив степень кандидата психологических наук.
В 1966 г. Алексеев был принят Б. М. Кедровым и М. Г. Ярошевским в качестве младшего научного сотрудника в группу проблем научного творчества сектора логики развития науки Института истории естествознания и техники АН СССР. Здесь в 1967 г. Алексеев участвует в организации первого в СССР симпозиума по научно-техническому творчеству, а в 1968–1971 гг. совместно с психологами (М. Г. Ярошевский, Я. А. Пономарёв, И. Н. Семёнов) и системными методологами (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин, Б. Г. Юдин) Алексеев изучал историю науковедения, разрабатывал методологические проблемы психологии творческого мышления и научно-познавательной деятельности.
Согласно разработанной Алексеевым (1971) концепции, научно-творческая деятельность осуществляется на трёх иерархически соподчинённых уровнях. Центральным является уровень создания «моделирующих представлений», процесс генерирования которых регулируется надстраивающимся метауровнем их историко-концептуального «обоснования». Сконструированная таким образом теория изучаемого предмета определяет построение «оперативных правил», которые образуют нижележащий базовый уровень, сопрягая его с практикой (технической, образовательной, управленческой, социальной).
В 1972–1975 гг. работал старшим научным сотрудником возглавляемой гроссмейстером СССР В. А. Алаторцевым лаборатории психологии шахмат в Государственном центральном ордена Ленина институте физической культуры (ГЦОЛИФК, ныне Российский университет спорта), занимаясь проблемами обучения одарённых шахматистов на основе достижений современной психологии и педагогики мышления. В 1975–1978 гг. старший научный сотрудник отдела эргономики и в 1976–1978 гг. руководитель группы методологии эргономики Всесоюзного НИИ технической эстетики Государственного комитета СССР по науке и технике и АН СССР. Сформулированные Алексеевым принципы системно-психологического анализа структуры эргономического знания и концептуальных схем трудовой деятельности послужили основой инженерно-кибернетических исследований принятия решений в управлении и разработки методических пособий по эргономике и дизайну для специалистов стран – членов СЭВ.
В 1979–1988 гг. Алексеев, руководя группой психологии шахмат в ГЦОЛИФК, совместно с Б. А. Злотником занимался изучением шахматного мышления и спортивного мастерства, обеспечивая психолого-педагогическую подготовку молодёжного олимпийского резерва.
В 1989–1991 гг. Алексеев возглавлял отдел игротехники Института новых технологий РАН, где разрабатывал психологические технологии организационно-деятельностных игр как средства принятия управленческих решений. В 1990-х гг. организовал лабораторию образовательных проектов, в 1992 г. создал отдел методологии развития образования Института педагогических инноваций (ныне Институт стратегии развития образования) РАО, руководил методологическим семинаром института по философии и инноватике современного образования.
В 1980–1990-х гг. Алексеев активно участвовал в ряде научных и общественных мероприятий: 1) в семинарах ММК, проходивших под руководством Г. П. Щедровицкого; 2) в организованных Щедровицким организационно-деятельностных играх (ОДИ) по проблемам социального управления; 3) в секции «Психология творчества» Общества психологов СССР, созданной Я. А. Пономарёвым на базе Института психологии АН СССР; 4) в ОДИ по проектированию модернизации национального, столичного и регионального образования; 5) в организованных И. С. Ладенко всероссийских и региональных конференциях по философско-методологическим проблемам рефлексии и творчества и по основам науки и образования; 6) в организованном и руководимом им междисциплинарном Научном совете по философии образования при Президиуме РАО.
В 2002 г. Алексеев защитил докторскую диссертацию по психологии «Проектирование условий развития рефлексивного мышления» (МПГУ).
Под научным руководством Алексеева защищён ряд кандидатских диссертаций по психологии и педагогике, из созданной им научной школы вышли четыре доктора наук.
Награждён золотой медалью РАО имени К. Д. Ушинского.