Абдулгадир Мараги
Абдулгади́р Мараги́ (перс. عبدالقادر مراغهای; Абд аль-Кадир ибн Гейби аль-Хафиз аль-Мараги, араб. عبدالقدیر بن غیبی الحافظ المراغی, азерб. Әbdülqәdir bin Ğeybi әl-Hafiz әl-Maraği; Ходжа Абд аль-Кадир ибн Гаиби аль-Хафиз аль-Мараги, араб. خوجه عبدالقادر بن غیبی الحافظ المراغی) (около 1355, Марага, государство Джелаиридов, ныне остан Восточный Азербайджан, Иран – 1435, Герат, государство Тимуридов, ныне Афганистан), один из крупнейших средневековых музыкантов Ближнего и Среднего Востока, певец, поэт, каллиграф. В разных источниках именуется Камаладдин Абдулгадир, Мавлана Абдулгадир, Абдулгадир Уди (т. е. исполнитель на уде), Абдулгадир Гуяндэ (с перс. – декламатор-сказитель), Ходжа Мусикар («музыкант»), Шейх уль-Мусикар («шейх музыкантов»; два последних имени приводит Д. К. Кантемир в «Истории возвышения и упадка Оттоманской Порты», 1714–1716) и др. Наряду с практическими и теоретическими занятиями музыкой сочинял стихи на фарси, тюркском (азербайджанском) и арабском языках, отличался в каллиграфии (в совершенстве владел несколькими почерками).
Биографические сведения, музыкальное творчество
Сын и ученик суфия Мавланы Гиясаддина Гейби, эрудита и музыканта, одного из самых просвещённых людей г. Марага – известного научного центра того времени. Выучив наизусть Коран и многие музыкальные и поэтические композиции, с начала 1370-х гг. выступал в собраниях (меджлисах) как певец. Сочиняя музыкальные композиции, нередко экспериментировал в области ладо- и формообразования.
В 1377 г., находясь на службе у султана Хусейна Джелаирида в Тебризе, подписал обязательство о сочинении и ежедневном исполнении в течение месяца Рамадан новой 5-частной (а не обычной 4-частной) композиции в наиболее сложной вокально-инструментальной форме – новба (новбат-е мураттаб – «упорядоченная последовательность») и исполнении всех новба в последний день Рамадана, что было, по мнению знатоков – его оппонентов, невыполнимо. К традиционному 4-частному циклу новба (состоял из частей: кавл/каул, буквально – «слово, высказывание», а также мелодия речитативного характера; газель; таране – мелодия на четверостишие рубаи; форудашт – завершение) Ходжа Абдулгадир добавил ещё одну часть, назвав её мустазад (дополнение). Он исполнял 5-частную композицию экспромтом в присутствии высокопоставленных сановников, известных музыкантов и поэтов на предложенные ими в этот же день макамы (лады-модусы), ритмы и стихи (на фарси и арабском). Успешно справившись с задачей, Абдулгадир Мараги получил крупное денежное вознаграждение (100 тыс. золотых динаров) и право жениться на дочери придворного музыканта Ходжи Ризван-шаха.
В 1378 г. в Ардебиле в меджлисе у шейха Садраддина Мусы Сефеви публично выступил с усовершенствованным им музыкальным инструментом касат (от каса – пиала, чаша; наборы из 18 и 35 фарфоровых чаш, наполненных водой). С 1384 г. служил у султана Ахмеда Джелаирида, покровителя искусств, в Тебризе и Багдаде.
В 1393 г., после захвата Багдада Тимуром, вместе с другими музыкантами и учёными вывезен в Самарканд. Здесь он пользовался неменьшей славой, чем на родине. В 1397 г. Тимур публично объявил его «падишахом всех знатоков музыки» (фирманы Тимура, отзывы известных личностей добавлены копиистом в одном из списков трактата «Магасид аль-альхан», библиотека Музея Топкапы, Стамбул). В 1399 г. Тимур назначил Мараги приближённым Миран-шаха – своего сына и наместника в Тебризе. Вскоре из-за беспорядков в стране и при дворе Миран-шаха Абдулгадир Мараги в числе других придворных был приговорён к казни; переодевшись дервишем, он бежал к султану Ахмеду Джелаириду в Багдад, однако через некоторое время был вновь доставлен к Тимуру. При встрече с ханом он стал читать Коран, прекрасный голос и мастерское чтение суры произвели такое сильное впечатление на Тимура, что он не только отменил приговор, но и сделал Мараги своим приближённым и собеседником во время дворцовых приёмов (1402). Мараги участвовал в празднествах, устроенных Тимуром, играл на чанге, уде и других инструментах, сочинял музыкальные композиции по заказу. Так, по желанию внука Тимура – Мухаммада Султана (1374–1403) Мараги сочинил композицию с изобретённым им новым ритмическим циклом «Миатайн» («Двести»), содержащим 200 ударов. Известно также о создании им по разным поводам ритмических циклов «Гумрие» («Ритм горлинки»), «Доур-е джадид» («Новый / современный ритм»), «Доур-е адл» («Справедливость»).
При дворе Тимуридов в Мавераннахре [Самарканд, Ходжент (Худжанд)] и Хорасане (Герат) Мараги служил до конца жизни. Последние годы провёл во дворце хана Шахруха (1377–1447) – младшего сына Тимура.
Умер во время эпидемии чумы (по другим данным, холеры).
Трактаты Абдулгадира Мараги и их влияние на музыкальное искусство
Трактаты Абдулгадира Мараги созданы в Самарканде и Герате, написаны на фарси; из 7 трактатов сохранились 6, многие из них в виде авторских рукописей, причём некоторые дошли в нескольких вариантах.
Первый (не сохранился) – «Канз аль-альхан» («Сокровищница мелодий», کنز الالحان, предположительно начат до 1393 и завершён до 1405], состоял из теоретической части и большого количества его собственных музыкальных композиций (были записаны в буквенной нотации, основанной на арабском алфавите). Подробно разъяснялось образование звукорядов, излагалась теория 91 мелодического круга (даире), описывались 20 сочинённых им ритмических циклов (кругов, периодов) и др. Содержание этого трактата определяется по многочисленным ссылкам во всех последующих трудах учёного.
Самый большой трактат – «Джами аль-альхан» («Собрание мелодий», جامع الالحان; 1405–1413, авторская рукопись, Бодлианская библиотека, Оксфорд; 1415, авторская рукопись, библиотека Музея Нуросмание, Стамбул). Написан для сыновей Нураддина Абуррахмана и Низамаддина Абдуррахима с целью обучения теории музыки (о чём автор говорит в предисловии). Несколько раз переписывался самим Абдулгадиром Мараги, вносившим в рукопись добавления. Финальная часть трактата – «Маджалис» («Меджлисы») – представляет собой сборник стихотворных текстов разных авторов для вокальных композиций, сгруппированных по темам 45 придворных собраний (меджлисов). Мараги приводит свои стихи, а также стихи аль-Джунайда аль-Багдади на арабском языке и их переводы, персидские стихи Фирдоуси, Низами Гянджеви, Хафиза Ширази, Хагани Ширвани, Салмана Саваджи, Касими Анвара (псевдоним Али ибн Насира Табризи, 1356–1434) и других поэтов. Темы меджлисов были самыми разными, среди них: прославление Пророка; жалоба на Время; хвастовство благополучием и раскаяние от совершённых ошибок; выполнение обещания, совершение добра и справедливости, знание наук и хороших манер; смелость и великодушие; правила этикета при разговоре с правителями и придворными; благодеяние и справедливость; поездка на чужбину, расставание и терпение; пиршество и угощение соседей; роза, соловей, весна и зима; бедность и благие дела; шахматы, развлечения, напитки, азартные игры; старость; солнце, луна и звёзды; красота и эстетика; правда и ложь. Трактат издан в Тегеране в 1977 г. без финальной части «Маджалис» (подготовил к изданию Таки Бинеш; в 1993 часть «Маджалис» издана им же отдельно), в 2009 г. – полностью (подготовил к изданию Бабак Хазраи).
Среди других трудов: «Магасид аль-альхан» («Назначение мелодий», مقاصد الالحان, список 1418, библиотека Разави, Мешхед; издан в Тегеране в 1966, 1977, подготовил к изданию Таки Бинеш). Один из вариантов этого трактата (библиотека Музея Топкапы, Стамбул) содержит фирманы шейха Увейса I (1338, Багдад – 1374, Тебриз), хана Тимура, сыновей шейха Увейса I, отзывы учёных – богослова Саада ад-Дина ат-Тафтазани, математика, астронома и богослова Али ибн Мухаммада ас-Саида аш-Шарифа аль-Джурджани (1340–1413) (информация об их содержании, авторах, названии рукописи, где они размещены, впервые опубликована: Агаева. 1983; тексты опубликованы: Bardakçı. 1986).
Трактат «Китаб-и лахнийе» («Книга о музыке [о мелодии]», کتاب لحنیه, 1418, авторская рукопись, Бодлианская библиотека, не издан) посвящён Байсунгуру Мирзе (1397–1434) – внуку Тимура, сыну хана Шахруха, государственному деятелю и покровителю искусств. Вопреки мнению Г. Фармера, не является вариантом трактата «Магасид аль-альхан», о чём свидетельствует сравнительный анализ трактата с 3 рукописями «Магасид аль-альхан» (Агаева. 1979; Агаева. 1983); впервые сведения на русском языке о наличии среди трудов Мараги этого трактата даны в диссертации С. Агаевой (1979).
Трактат «Шарх аль-адвар» («Комментарии к кругам [циклам, периодам]», شرح الادوار, создан предположительно в 1423–1426, авторская рукопись, библиотека Музея Нуросмание, Стамбул) посвящён разбору трактата «Китаб аль-адвар» Сафиаддина Урмави. В конце рукописи в качестве самостоятельной части представлен трактат «Фаваид-и ашара» («Десять выводов [польз]», فوائد عشره). Полный текст (оба трактата) переписан в 1442 г. Фатуллахом Ширвани (Национальная библиотека Тегерана; издан в Тегеране, 1991, подготовил к изданию Таки Бинеш). Рукопись «Шарх аль-адвар», составленная предположительно в 1430–1432 гг. (библиотека Музея Топкапы, Стамбул), содержит автобиографию Абдулгадира Мараги в стихах (автобиография впервые опубликована с переводом на русский язык Л. Керимовым и С. Агаевой, 1975). В 2014 г. трактат «Шарх аль-адвар» издан в переводе на турецкий язык, основу перевода составили дополняющие друг друга тексты трёх рукописей. Трактат «Заваид уль-фаваид-и ашара» («Дополнительные десять выводов [польз]», создан предположительно в 1432) представляет собой заключительную часть «Шарх аль-адвар» (издан в переводе на турецкий язык в 2018).
Опираясь на исследования аль-Фараби, Ибн Сины, на опыт своих современников и свой собственный, Мараги стремился объяснить особенности музыкальной практики своего времени. В его трактатах освещены едва ли не все проблемы музыкального искусства того времени: вопросы лада, ритма, научной и практической терминологии, акустики, эстетики, вокального и инструментального исполнительства, взгляды на происхождение музыки и др. Упоминаются музыкальные жанры и формы (около 15), инструменты (более 40). Приведены записанные в буквенной нотации мелодии, дополненные указаниями на длительность звуков, названиями ладов и музыкально-поэтических размеров. Даны сведения о музыкальной деятельности древнегреческих и восточных учёных, привлечён материал широкого культурного ареала (арабский, персидский, тюркский, индийский), отмечены различия музыкальных форм, встречающихся у арабов, персов и тюрок.
Трактаты Абдулгадира Мараги, «последнего классика» средневековой музыки, оказали значительное влияние на развитие музыкальной науки и практики, языка и литературы Азербайджана, Ирана, стран Центральной Азии.
Его теория 24 шобе и созданные им ритмические циклы стали каноническими, научные положения заняли важное место в трудах его сына Абдулазиза и внука Махмуда, а также Джами, Ладики (15 в.), Наджмеддина Кавкаби Бухари (ум. около 1531), Дарвеша Али Чанги, Абдулмомина бин Сафиаддина (17 в.), Хашим Бея (19 в.) и др.
Списки рукописных и опубликованных источников см.: Агаева. 2023. С. 418–420.
Потомки Абдулгадира Мараги
Старший сын – Нураддин Абдуррахман Мараги (род. предположительно в 1394 – дата смерти неизвестна), музыкант, достиг высот в игре на уде, занимался усовершенствованием этого инструмента (добавил 6-ю струну).
Третий (младший) сын – Абдулазиз бин Абдулгадир Мараги (1413, Герат – дата смерти неизвестна), с юных лет придворный музыкант османского султана Мурада II, затем Мехмета II. Мастер игры на уде, автор вокальных композиций. Его трактат «Нагават аль-адвар» («Чистота кругов [периодов, циклов]», около 1451) представляет собой краткое изложение трактатов отца «Джами аль-альхан» и «Магасид аль-альхан» (факсимиле и перевод на турецкий язык опубликованы: Koç. 2017).
Внук (сын Абдулазиза) – Махмуд бин Абдулазиз бин Ходжа Абдулгадир Мараги [Дервиш Махмуд Абдулгадирзаде (Челеби), годы жизни неизвестны], главный придворный музыкант османских султанов Баязида II, Селима I (годы правления 1512–1520) и Сулеймана I Кануни. Мастер игры на уде, занимался его усовершенствованием (добавил 7-ю струну). Продолжая традицию деда, исполнял сложные музыкальные композиции на касат. Автор музыкальных и поэтических произведений, трактата «Магасид аль-адвар» («Назначение кругов [периодов, циклов]»), основанного на трактате Абдулгадира Мараги «Магасид аль-альхан». [Подробная информация о творчестве Махмуда бин Абдулазиза впервые изложена С. Агаевой в докладе на симпозиуме Международного общества традиционной музыки (International Council for Traditional Music, ICTM) в декабре 2014 в Анкаре: Agayeva. 2016.]