#Музыкальное искусство стран Центральной Азии
Музыкальное искусство стран Центральной Азии
Тег

Музыкальное искусство стран Центральной Азии

Музыкальное искусство стран Центральной Азии
Найденo 5 статей
Музыка
Страны мира. Музыкальное искусствоСтраны мира. Музыкальное искусство
Тибет. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Тибе́та. Тибетская музыка формировалась во взаимодействии с музыкой Персии, Индии и Непала (8–12 вв.), мусульманских стран, Монголии и Китая (с 13 в.). Распространена в Китае, Бутане, Непале, Индии. Главное место в музыкальной культуре Тибета занимает культовая музыка ваджраяны, священные тексты на тибетском языке и санскрите распевает мужской хор, как правило в унисон в очень низком регистре. Классическая музыка Лхасы – песни нангма, исполняемые женщинами в сопровождении инструментального ансамбля. Монастырские музыкально-танцевальные представления в масках чам связаны с учением тантризма и являются «тайным подношением» 16 женским божествам низшего порядка. Основным жанром придворной музыки Центрального Тибета с 17 в. был танцевальный жанр гар, или гарпа.
Музыканты
Абдулгадир Мараги
Абдулгади́р Мараги́ (около 1355 – 1435), один из крупнейших средневековых музыкантов Ближнего и Среднего Востока, певец, поэт, каллиграф. Наряду с практическими и теоретическими занятиями музыкой сочинял стихи на фарси, тюркском (азербайджанском) и арабском языках, отличался в каллиграфии (в совершенстве владел несколькими почерками). Трактаты Абдулгадира Мараги (из 7 сохранилось 6), «последнего классика» средневековой музыки, оказали значительное влияние на развитие музыкальной науки и практики, языка и литературы Азербайджана, Ирана, стран Центральной Азии.
Музыка
Страны мира. Музыкальное искусство
Казахстан. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Казахста́на. Объединила традиции казахов, русских, узбеков, башкир, туркмен и других народов. Профессиональная устная культура представлена творчеством певцов-сказителей (акынов, жырау и др.) и инструменталистов (кюйши). На формирование профессиональной композиторской музыки в 20 в. значительное влияние оказали русские композиторы и исполнители. В 1930 г. открыта филармония в Чимкенте (ныне Шымкент), в 1935 г. – в Алма-Ате (с 1938 имени Жамбыла). В 1934 г. в Алма-Ате открыт Казахский музыкальный театр, где в том же году поставлена первая казахская опера «Кыз-Жибек» Е. Г. Брусиловского. Современная музыка Казахстана сохраняет жанрово-стилевую структуру, сложившуюся во 2-й половине 20 в.: наряду с национальной монодийной традицией развиваются европейские жанры. В 2013 г. открыт Государственный театр оперы и балета «Астана Опера»; музыкальные театры работают также в Семее, Караганде, Кокшетау, Петропавловске. В Алма-Ате функционирует Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, музыкальные факультеты имеются в Казахском национальном университете искусств в Астане. Казахстан – один из мировых центров изучения традиционной музыки тюркских народов.
Страны, регионы, города
Музыканты
Мухамедова Хафия Мухамедовна
Мухаме́дова Хафия́ Мухаме́довна (1914–1993), первая узбекская женщина-композитор. Жена И. А. Акбарова. Родилась в кишлаке Паркент (с 1984 город, Ташкентская область). В 1931 г., будучи учащейся Ташкентского музыкального техникума (училась в 1929–1934), участвовала в Ферганской фольклорной экспедиции (совместно с В. А. Успенским, Е. Е. Романовской, И. А. Акбаровым), в рамках которой занималась сбором песенных образцов, их нотной и текстовой расшифровкой.
Музыка