Техника

Техника

Выдающиеся учёные - создатели техники

Выдающиеся учёные - создатели техники

Конструкторы и изобретатели

Конструкторы и изобретатели
Андрей Липгарт. 1948

Липгарт Андрей АлександровичЛипгарт Андрей Александрович

Липга́рт Ан­д­ре́й Алек­са́н­д­ро­вич (1898–1980), российский кон­ст­рук­тор в об­лас­ти ав­то­мо­би­ле­строе­ния, заслуженный де­ятель нау­ки и тех­ни­ки РСФСР. Под руководством Липгарта бы­ли про­ве­де­ны ра­бо­ты, оп­ре­де­лив­шие тех­ническую по­ли­ти­ку и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия отечественной ав­то­мо­биль­ной промышленности (про­ек­ти­ро­ва­ние пер­спек­тив­ных ти­па­жей отечественных ав­то­мо­би­лей и дви­га­те­лей 1950–1960-х гг., со­з­да­ние се­мей­ст­ва мощ­ных V-об­раз­ных че­ты­рёх­такт­ных ди­зе­лей для Яро­слав­ско­го мо­тор­но­го за­во­да и кар­бю­ра­тор­но­го дви­га­те­ля с воздушным ох­ла­ж­де­ни­ем для лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей «За­по­ро­жец», раз­ра­бот­ка гру­зо­во­го трёх­ос­но­го ав­то­моби­ля вы­со­кой про­хо­ди­мо­сти для Ураль­ско­го ав­то­за­во­да и др.). С 1954 г. член Учёно­го со­ве­та Ла­бо­ра­то­рии дви­га­те­лей АН СССР. Основные тру­ды по тео­рии, рас­чё­ту и кон­струк­ции ав­то­мо­би­лей и дви­га­те­лей. Лауреат Сталинской премии за 1941 (1-й степени), 1942, 1946, 1949, 1950 (все – второй степени). На­гра­ж­дён 3 ор­де­на­ми Ле­ни­на (1943, 1944, 1968), орденом Трудового красного знамени (1941).

Детали технических устройств

Детали технических устройств

Технологии металлургии

Технологии металлургии

Машины и механизмы

Машины и механизмы

Технологии топливно-энергетического комплекса

Технологии топливно-энергетического комплекса

Осевая гидротурбина

Осевая гидротурбина
Осева́я гидротурби́на, реактивная гидравлическая турбина, в которой поток воды поступает на рабочее колесо и выходит вдоль оси его вращения. В зависимости от крепления лопастей на втулке рабочего колеса осевые гидротурбины разделяют на пропеллерные – с жёстким закреплением (применяются редко) и поворотно-лопастные (турбины Каплана).
Осевая гидротурбина

Котлоагрегат

Котлоагрегат
Котлоагрега́т (котельный агрегат), конструктивно объединённый комплекс устройств для получения пара под давлением или горячей воды за счёт сжигания топлива. Котлоагрегаты применяются на тепловых электростанциях для снабжения паром паровых турбин, в промышленных и отопительных котельных для выработки пара и горячей воды на технологические и отопительные нужды, в судовых котельных установках.
Котлоагрегат

Паропровод

Паропровод
Паропрово́д, система труб, предназначенных для транспортировки пара от места его получения до места использования (например, от паровых котлов к турбинам, насосам и теплообменным аппаратам). Применяется на предприятиях, использующих пар в качестве энергоносителя (тепловые и атомные электростанции), или в технологических процессах (паровое отопление, пищевая промышленность и др.). Основными элементами паропровода являются трубы (как правило, стальные), соединительные элементы (фланцы, отводы, колена, тройники), запорная и запорно-регулирующая арматура (задвижки, клапаны), дренажные устройства (для удаления образующегося в паропроводе конденсата), воздушники (для удаления воздуха), опоры, подвески и крепления, компенсаторы, тепловая изоляция.
Паропровод

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт

Автоматическая локомотивная сигнализация

Автоматическая локомотивная сигнализация
Автомати́ческая локомоти́вная сигнализа́ция, система управления движением поездов, обеспечивающая автоматическую передачу в кабину машиниста информации о допустимой скорости движения по показаниям напольных (путевых или станционных) светофоров. АЛС предназначена для обеспечения безопасности движения в условиях плохой видимости и для повышения вероятности правильного восприятия машинистом показаний напольных светофоров, которые дублируются на локомотивном светофоре.
Схема автоматической локомотивной сигнализации

Рельсы

Рельсы
Ре́льсы, стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для движения железнодорожного или городского подвижного состава (поездов, дрезин, трамваев), передвижения грузоподъёмных кранов, вагонеток в шахтах и на карьерах и др. На железнодорожном транспорте рельсы являются основными элементами верхнего строения пути и направляют ходовые части локомотивов и вагонов, передают давление от колёс на подрельсовое основание, обеспечивают поверхность наименьшего сопротивления качению колёс подвижного состава. Трамвайные рельсы имеют, как правило, желобчатый профиль и бо́льшие высоту и площадь поперечного сечения.
Рельсы

Локомотив

Локомотив
Локомоти́в, самодвижущаяся железнодорожная транспортная машина, предназначенная для создания движущей силы (силы тяги), действие которой обеспечивает перемещение по рельсовым путям составов или одиночных вагонов с пассажирами или грузами. Локомотив может быть автономным, имеющим собственный энергетическую установку, и неавтономным, получающим извне энергию, как правило, электрическую. Автономные локомотивы различаются типами энергетических установок.
Локомотив

Организаторы разработок и исследований

Организаторы разработок и исследований

Выдающиеся создатели промышленных технологий

Выдающиеся создатели промышленных технологий

Образцов Владимир Николаевич

Образцов Владимир Николаевич
Образцо́в Вла­ди́­мир Ни­ко­ла́е­вич (1874–1949), российский учё­ный в об­лас­ти ор­га­ни­за­ции железнодорожного транс­пор­та, транспортных систем, академик АН СССР (1939), ге­не­рал-ди­ректор дви­же­ния первого ран­га (1943). Отец С. В. Об­раз­цо­ва. Основные тру­ды по­свя­ще­ны во­про­сам стан­ци­он­но­го хо­зяй­ст­ва же­лез­ных до­рог, про­ек­ти­ро­ва­нию железнодорожных стан­ций и транс­порт­ных уз­лов, по­строе­нию пла­на фор­ми­ро­ва­ния по­ез­дов, а так­же про­бле­мам раз­ви­тия се­ти всех ви­дов транс­пор­та и их взаи­мо­дей­ст­вия. Лауреат Сталинской премии (1942, 1943). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1935, 1944, 1949).
Владимир Николаевич Образцов. 17 декабря 1946

Курчатов Игорь Васильевич

Курчатов Игорь Васильевич
Курча́тов И́горь Васи́льевич [1902(1903)–1960], российский физик, создатель отечественной атомной промышленности, организатор науки; академик АН СССР, член Президиума АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда. Основные научные работы в области физики твёрдого тела, ядерной физики, нейтронной физики. Исследовал электрические свойства диэлектриков и полупроводников. С 1932 г. занимался ядерной физикой и созданием ускорительных установок; руководил запуском первых отечественных циклотронов. С 1942 г. Курчатов возглавил научные работы по отечественному атомному проекту. Основатель и глава многочисленной школы физиков-ядерщиков.
Игорь Курчатов

Благонравов Анатолий Аркадьевич

Благонравов Анатолий Аркадьевич
Благонра́вов Анато́лий Арка́дьевич (1894–1975), российский учёный в области механики, академик АН СССР, генерал-лейтенант артиллерии, дважды Герой Социалистического Труда. С конца 1940-х гг. вёл большую научно-организационную работу по исследованию верхних слоёв атмосферы при помощи ракет. С 1959 гг. вице-президент Комитета по космическим исследованиям при Международном совете научных союзов (КОСПАР); с 1963 г. председатель Комиссии по исследованию и использованию космического пространства АН СССР, действительный член Международной астронавтической академии. Лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии. Награждён пятью орденами Ленина.
Анатолий Благонравов. 1968

Производственная техника

Производственная техника
Технические устройства

Сопло

Сопло
Сопло́, канал с переменным по длине поперечным сечением, предназначенный для разгона жидкостей или газов до заданной скорости и придания потоку заданного направления. Служит также устройством для получения газовых и жидкостных струй. В простейшем случае сопло представляет собой цилиндрический или конический патрубок, один конец которого присоединён к источнику жидкости или газа, а из другого истекает струя. В сопле происходит непрерывное увеличение скорости v жидкости или газа в направлении течения – от начального (обычно малого) значения v0 во входном сечении сопла до наибольшей скорости vc на выходе сопла. При движении по соплу внутренняя энергия рабочего тела преобразуется в кинетическую энергию вытекающей струи, сила реакции которой, направленная противоположно скорости истечения, называется тягой.