Детали машин
Дета́ли маши́н (от франц. détail – деталь, подробность), элементы машин и механизмов, каждый из которых представляет собой одно целое и не может быть без разрушения разобран на более простые составные части. «Детали машин» – также научная дисциплина, охватывающая изучение теории, методики расчёта и конструирование машин. В сложных машинах количество деталей достигает десятков тысяч. Выполнение машин из деталей прежде всего вызвано необходимостью относительных движений частей механизма – звеньев. Однако неподвижные и взаимно неподвижные звенья также изготовляют из соединённых между собой деталей, что позволяет применять оптимальные материалы, восстанавливать работоспособность машин, заменяя только простые и дешёвые детали, а также облегчает их изготовление, обеспечивает возможность и удобство сборки. Многие детали и узлы различных машин имеют сходство и выполняют одинаковые функции, поэтому их называют деталями (и узлами) общего назначения. Детали, характерные только для некоторых типов машин (например, пропеллеры, гребные винты, лопатки турбин, шатуны, поршни двигателей и др.), называются деталями специального назначения.
Функциональные группы деталей отличаются большим разнообразием. Выделяют следующие основные группы. Корпусные детали, входящие в несущие механизмы и узлы: плиты, станины, основания и др.; рамы транспортных машин; корпусы турбин, насосов, двигателей, редукторов и др.; цилиндры и блоки цилиндров; столы, салазки, суппорты станков; консоли, кронштейны опорных узлов и др. В передачах – механизмах, передающих механическую энергию на расстояние (цепная, ременная передача, зубчатая передача и др.), – в качестве промежуточного звена используют ремень, цепь, обеспечивающие значительные расстояния между валами (гибкая связь), и зубчатые колёса, диски, конусы, передающие движение при непосредственном контакте. Валы и оси служат для передачи крутящего момента и поддержания вращающихся вместе с ними зубчатых колёс, шкивов, блоков и др. По конструкции различают валы коренные, которые кроме деталей несут рабочие органы (например, колёса турбин), и специальные валы (торсионные, гибкие и др.). Вращающиеся и неподвижные оси широко применяются в транспортных машинах, например для поддержания неведущих колёс автомобиля, колёсных пар вагона. Для соединения (разъединения) валов и передачи вращающих моментов служат детали муфт, которые могут также компенсировать погрешности изготовления и сборки, смягчать динамические воздействия. К группе опор – деталей, воспринимающих нагрузки и передающих их на другие элементы, – относятся подшипники, на которые опираются оси и валы, и направляющие для поступательного перемещения столов станков, суппортов и др. Упругие элементы предназначены для виброизоляции и гашения энергии удара (рессоры, амортизаторы, резиновые прокладки и др.); аккумулирования энергии (например, пружина); создания натяга в разъёмных соединениях и т. д.