Липгарт Андрей Александрович
Липга́рт Андре́й Алекса́ндрович [4(16).6.1898, Москва – 20.3.1980, там же], российский конструктор в области автомобилестроения, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1958). Окончил МВТУ (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). В 1925–1933 гг. работал в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ), участвовал в создании первых советских автомобилей (легкового НАМИ-1, трёхосного грузового автомобиля прототипа ГАЗ-ААА, первого сов. троллейбуса и др.). В 1933–1951 гг. главный конструктор Горьковского автозавода (ГАЗ). Липгарт руководил разработкой и выпуском легковых (ГАЗ-М1, ГАЗ-М20 «Победа», ГАЗ-12 «ЗИМ» и др.) и грузовых автомобилей (ГАЗ-51, ГАЗ-63), а также в 1941–1945 гг. автомобилей ГАЗ-64 и БА-64 (совместно с В. А. Грачёвым) и лёгких танков Т-60 и Т-70 (совместно с Н. А. Астровым, А. М. Кригером и др.). В 1953–1973 гг. Липгарт заведующий кафедрой «Колёсные машины» в МВТУ [базовая кафедра по машинам высокой проходимости; доктор технических наук (1960)], одновременно главный конструктор, затем заместитель директора по научно-экспериментальной работе НАМИ. Под руководством Липгарта были проведены работы, определившие техническую политику и перспективы развития отечественной автомобильной промышленности (проектирование перспективных типажей отечественных автомобилей и двигателей 1950–1960-х гг., создание семейства мощных V-образных четырёхтактных дизелей для Ярославского моторного завода и карбюраторного двигателя с воздушным охлаждением для легковых автомобилей «Запорожец», разработка грузового трёхосного автомобиля высокой проходимости для Уральского автозавода и др.). С 1954 г. член Учёного совета Лаборатории двигателей АН СССР. Основные труды по теории, расчёту и конструкции автомобилей и двигателей. Сталинская премия за 1941 (1-й степени), 1942, 1946, 1949, 1950 гг. (все – второй степени). Награждён 3 орденами Ленина (1943, 1944, 1968), орденом Трудового красного знамени (1941).