Киль летательного аппарата
Киль лета́тельного аппара́та (англ. keel; нидерл. kiel – балка), аэродинамическая поверхность летательного аппарата, являющаяся основной частью вертикального оперения и предназначенная для обеспечения путевой устойчивости и в некоторых случаях управляемости летательного аппарата. При однокилевом оперении киль устанавливается на хвостовой части фюзеляжа в плоскости симметрии летательного аппарата. При неподвижном киле путевая управляемость (балансировка и осуществление манёвра) обеспечивается шарнирно укреплённым на нём рулём направления. При переходе к сверхзвуковым скоростям полёта эффективность руля направления существенно уменьшается, поэтому на манёвренных сверхзвуковых самолётах иногда применяют целиком поворотный киль (без руля направления), обеспечивающий как путевую устойчивость, так и путевую управляемость летательного аппарата.
Конструкция киля аналогична конструкции крыла. Для обеспечения надлежащей путевой устойчивости на некоторых типах самолётов устанавливаются по два и три киля, которые могут располагаться на крыле, фюзеляже, горизонтальном оперении или хвостовых балках. Путевую устойчивость также обеспечивают аэродинамический гребень и кили-шайбы.