Рельсы
Ре́льсы (от англ. rails, мн. ч. от rail – рельс, от лат. regula – прямая палка, брусок), стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для движения железнодорожного или городского подвижного состава (поездов, дрезин, трамваев), передвижения грузоподъёмных кранов, вагонеток в шахтах и на карьерах и др.
Первые металлические рельсы изготовлены в Великобритании в 1767 г. В России чугунные рельсы для рудничных и заводских путей отлиты на Александровском пушечном заводе (Петрозаводск) в 1788 г. Во 2-й половине 19 в. получили распространение катаные стальные рельсы (в России изготовлялись, например, на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге).
На железнодорожном транспорте рельсы являются основными элементами верхнего строения пути и направляют ходовые части локомотивов и вагонов, передают давление от колёс на подрельсовое основание, обеспечивают поверхность наименьшего сопротивления качению колёс подвижного состава. Железнодорожные рельсы представляют собой фасонные профили с тремя основными элементами: головкой, шейкой и подошвой. Лучшей формой балки, работающей на изгиб, является двутавр, верхняя полка которого трансформирована в рельсовую головку. Профиль рельсов должен быть удобным для размещения рельсовых скреплений, соединяющих рельсы с основанием и между собой в стыках. Рельсы обычно характеризуются линейной плотностью, округлённое значение которой (в кг/м) указывается при их обозначении (например, Р50, Р65, Р75). В качестве материала рельсов используется углеродистая сталь. Присутствие в стали соединений углерода повышает её твёрдость и устойчивость к износу.
Трамвайные рельсы имеют, как правило, желобчатый профиль и бо́льшие (по сравнению с железнодорожными рельсами) высоту и площадь поперечного сечения. Для трамвайных линий выпускают рельсы длиной 15–18 м. При укладке их соединяют обычно сваркой. Для рудничного транспорта, передвижных грузоподъёмных кранов и т. п. используют рельсы более лёгкие, чем для железнодорожного подвижного состава, в некоторых случаях – специального профиля.