Аэродинамические органы управления
Аэродинами́ческие о́рганы управле́ния, специальные аэродинамические поверхности, служащие для обеспечения полёта летательного аппарата на заданных режимах и манёврах (изменения режима полёта). Управление осуществляется изменением аэродинамических сил и моментов при отклонении органов управления. Органы управления самолёта (планёра) подразделяются на органы продольного управления, создающие момент относительно оси , органы поперечного управления, создающие момент относительно оси , и органы путевого управления, создающие момент относительно оси .
К органам продольного управления относятся руль высоты, подвижный стабилизатор с рулём высоты, управляемый стабилизатор, элевоны, поворотные рули в схеме «утка» и другие.
К органам поперечного управления – элероны, интерцепторы, элевоны, дифференциальный стабилизатор.
К органам путевого управления – руль направления, целиком поворотный киль.
В зависимости от схемы летательного аппарата, его назначения, диапазона скоростей полёта, углов атаки выбираются те или иные виды органов управления. Они характеризуются эффективностью и шарнирным моментом.
Аэродинамические органы управления (рули высоты и направления) применялись также на дирижаблях.
На вертолётах функции органов управления выполняют несущий и рулевой винты. На летательных аппаратах некоторых типов используется газодинамическое управление.