Манцотти Луиджи
Манцо́тти Луи́джи (Luigi Manzotti) (2.2.1835, Милан – 15.3.1905, там же), итальянский артист балета, мим и балетмейстер.
Учился искусству пантомимы в Милане у Дж. Боччи. Дебютировал в балете «Коронация Коринны в Риме» (балетмейстер П. Борри, театр «Каноббиана», Милан). Выступал в театрах Флоренции и Рима. В 1858 г. в Риме поставил балеты: «Смерть Мазаньелло», «Мавр с Антильских островов», «Микеланджело и Ролла», «Клеопатра», «Пьетро Микка». С 1872 г. ведущий мимический артист миланского театра «Ла Скала», на сцену которого перенёс некоторые из своих ранних постановок. Зрелый стиль Манцотти-балетмейстера окончательно сложился в балетах на музыку Р. Маренко: «Сиеба» (1876, «Театро Реджо», Турин), «Любовь» (1886) и «Спорт» (1897) – все в «Ла Скала». Самый знаменитый их балет «Эксцельсиор» (1881) признан национальным достоянием Италии.
Патриотические балеты-феерии Манцотти, прославлявшие прогресс науки и техники, состояли обычно из ряда эпизодов исторического или аллегорического содержания. Мастер пантомимических и массовых сцен (свыше 600 участников), Манцотти активно включал их в свои спектакли. Стремление к развлекательности, красочной зрелищности, умаление роли классического танца, преувеличенное внимание к постановочным эффектам отражали характерные симптомы упадка европейского балета в конце 19 в. Тем не менее успех среди широкой публики побуждал к копированию балетов Манцотти во многих европейских театрах (в том числе и на русской сцене). Отдельные приёмы Манцотти оказали влияние на развитие искусства мюзик-холла и некоторые балетные спектакли 1910–1920-х гг.