Стефенсон Джордж
Сте́фенсон Джордж (9.6.1781, Уайлам, графство Нортамберленд – 12.8.1848, Честерфилд, графство Дербишир), английский конструктор и изобретатель, положивший начало развитию парового железнодорожного транспорта. Родился в семье шахтёра. С 14 лет работал помощником отца в угольной шахте. Занимаясь самообразованием, в 18 лет приобрёл специальность механика по паровым машинам. С 1802 г. работал машинистом, с 1812 г. – главным механиком Киллингуортских копей (Нортамберленд). Изобрёл устройство парового дутья для котла, рудничную лампу оригинальной конструкции, получившую название «лампа Джорди» (1815).
С 1813 г. Стефенсон занимался строительством паровозов. В 1814–1815 гг. спроектировал и построил для рудничной рельсовой дороги первый работоспособный паровоз «Блюхер», в котором для создания тягового усилия использовалась сила трения между гладкими колёсами с ребордами и гладкими металлическими рельсами; в 1815–1819 гг. создал ещё 16 машин. В 1820–1822 гг. руководил строительством 13-километровой железнодорожной ветки к руднику Хеттон, на которой применялась комбинированная тяга: вниз состав двигался под действием сил гравитации, наверх – с помощью парового локомотива.
В 1818 г. Стефенсон (совместно с Н. Вудом) провёл первые научные исследования зависимости сопротивления рельсового пути от нагрузок и профиля рельсов. В 1823 г. в Ньюкасле основал первый в мире паровозостроительный завод, на котором был изготовлен паровоз «Передвижение» (1825; средняя скорость около 7,5 км/ч) для строившейся под руководством Стефенсона железной дороги Стоктон – Дарлингтон, а затем паровоз «Ракета» (1829; скорость до 50 км/ч) для железной дороги между Манчестером и Ливерпулем (1826–1830). Стефенсон впервые обосновал необходимость сооружения мостов, прокладки тоннелей и возведения железнодорожных насыпей на участках с сильным наклоном, был инициатором замены литых чугунных рельсов на кованые стальные. В 1836 г. создал в Лондоне проектную контору, ставшую научно-техническим центром железнодорожного строительства в Великобритании и других странах. В 1847 г. организовал и возглавил Институт инженеров-механиков.