Вагонетка
Вагоне́тка, транспортное средство, представляющее собой открытый вагон, предназначенный для перевозки грузов (иногда людей), а также малогабаритного оборудования на небольшие расстояния по узкоколейным железнодорожным путям, на промышленных площадках рудника, по подземным горным выработкам и др. Используется на шахтах предприятий химической, горнодобывающей, угледобывающей промышленности, цветной и чёрной металлургии и др. Различают вагонетки для материалов, грузовые, пассажирские и специальные.
Ключевые элементы вагонетки включают в себя кузов, раму, колёсную пару, сцепки, буферные устройства и подвагонный упор. Кузов изготавливается из прочной стали методом сварки. Увеличение жёсткости осуществляется за счёт скрепления заклёпками отдельных листов, а также крепления к верхней части кузова стальной ленты. Рама является несущей частью, в торцах которой размещается буферно-сцепное устройство, выдерживающее динамические удары при столкновении вагонеток друг с другом или с локомотивом. Колёсная пара состоит из оси с двумя свободно вращающимися на подшипниках качения колёсами. Сцепка может быть крюковой, вращающейся или автоматической. Вагонетки снабжаются инвентарным номером.
Грузовые вагонетки
Грузовые вагонетки имеют малые габариты, одновременно большу́ю ёмкость, а также обладают высокой устойчивостью, прочностью и низким сопротивлением к движению. Размеры кузова соответствуют сечениям горных выработок и размерам шахтных клетей. Форму кузова выбирают исходя из максимальной вместимости в пределах заданных параметров и возможности лучшей очистки от налипающих угля и породы. В грузовых вагонетках сцепные устройства имеют шестикратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке (Sр=6 кН).
Грузовые модификации различают по способу разгрузки. Основные виды:
с откидным дном;
с глухим неопрокидывающимся или опрокидывающимся кузовом;
с откидным бортом;
с плоским дном в виде платформы.
Вагонетка с откидным дном используется при шахтном строительстве, для транспортировки горных пород по подземным выработкам, реконструкции угольных предприятий, а также на промышленных площадках. Возле пункта приёма горной массы специальный упор поднимает рычаг, откидывает защёлку секции и открывает по цепи днища для выгрузки. После разгрузки днища закрываются самостоятельно за счёт набегания на уложенный между рельсами брус. Разгрузка производится автоматически, может разгружаться только одной стороной.
Грузовые вагонетки с глухим неопрокидывающимся кузовом используются для перевозки угля и руды. Имеют большой вес, а также высокое расположение центра тяжести. Разгрузка может осуществляться в любом пункте трассы.
Вагонетки с глухим опрокидывающимся кузовом используются в цветной металлургии, а также при геологоразведочных работах. Горная масса разгружается только посредством наклона, за счёт специального оборудования, опрокидывающего груз. Разгрузка может осуществляться и вручную.
Вагонетки с откидным бортом используются на действующих шахтах для перевозки руды и горных пород по подземным выработкам. Имеют большую площадь разгрузочного отверстия и относительно большую массу агрегата.
Пассажирские вагонетки
Пассажирские вагонетки используются для перевозки людей, в особенности – доставки до рабочего места по подземным горным выработкам. Такой способ передвижения обеспечивает дополнительную безопасность от возможного травмирования.
Конструкция вагонетки для перевозки людей отличается от грузовой. Так, например, кузов имеет ходовые проёмы и сидячие места для пассажиров, изготавливается с глухими торцовыми стенками и металлической крышей, надёжно заземлённой через раму на рельсы. Вагонетки снабжаются устройством, обеспечивающим подачу сигнала машинисту состава, а также ходовыми колёсами увеличенной ширины. Скорость движения пассажирских вагонеток не должна превышать 5 м/с, а длина пути торможения на максимальном уклоне – 20 м. Для передвижений в наклонных выработках используются парашютные устройства для плавного торможения в случае обрыва тягового каната или сцепки.
Специальные вагонетки
Специальные вагонетки используют в подземных поездах, для перевозки вспомогательных материалов и оборудования (противопожарное оборудование, взрывчатые вещества, горюче-смазочные материалы и др.).
Могут быть двухсекционными, с двумя ёмкостями, разделёнными стенкой толщиной 10 мм, что даёт возможность транспортировать различные виды горюче-смазочных материалов. Колёсная пара закрытого типа обеспечивает повышенный ресурс работы и значительно снижает время на техническое обслуживание вагонетки. Верх вагонетки изолируется резиной толщиной 3 мм, оснащается 2 люками для залива топлива, крышками-лазами для обслуживания и 4 шаровыми кранами с каждого угла для удобства слива топлива. Для защиты от возможных повреждений и предотвращения несанкционированного слива краны закрываются крышкой с навесным замком.
Вагонетки для кирпича
Вагонетки для кирпича транспортируют груз по туннельной печи с определённой скоростью для дальнейшего равномерного обжига. Конструкция изготавливается из толстого металла, который не деформируется при высоких температурах. Приспособления для транспортировки проходят 3 печные зоны разных температурных режимов: зоны нагревания, обжига, а также остывания, где кирпич набирает твёрдость и огнеупорность.
Далее ручным методом кирпичи складываются в вагонетку 1-метровым слоем на огнеупорную футеровку. Дальнейшая выгрузка готовых изделий осуществляется механическим способом.
Виды вагонеток отличаются назначением: например, сушильные и обжиговые вагонетки различаются разным количеством полок, а также способом укладки кирпичей.
Шахтная вагонетка для транспортировки и заправки дизельного топлива
Вагонетка транспортирует дизельное топливо по горизонтальным подземным горным выработкам. Используется на промышленных площадках рудников и шахт, а также для заправки топливом самоходных машин.
Вагонетка изготавливается под размер подъёмного сосуда, имеет устройство для налива топлива с входным фильтром. Имеет взрывозащищённый щит управления из нержавеющий стали, а также герметичный резервуар, без горловины и крышки. Вагонетка наполняется топливом с помощью адаптера и подключения к электропитанию.
Налив и отпуск топлива может осуществляться посредством WI-FI. При работе на горизонтах контроллер записывает отливы в память устройства. Контроль уровня топлива ведётся за счёт электронного автономного уровнемера, который передаёт в блок питания коммутации сигнал на закрытие клапана для защиты от переполнения. При каждом отливе данные передаются в контроллер через топливораздаточный узел.
Электропитание вагонетки может производиться от напряжения 24 В постоянного тока, а также 3-фазной электросети 380 В с изолированной нейтралью. Вагонетка оборудуется встроенной системой защиты от протечки при опрокидывании, а также огнепреградителем.