Тревитик Ричард
Тре́витик Ри́чард (Richard Trevithick) (13.4.1771, Иллоган, графство Корнуолл – 22.4.1833, Дартфорд, графство Кент), английский изобретатель, создатель первого в мире паровоза. Из шахтёрской семьи. Занимаясь самообразованием, приобрёл знания в области паровой техники, что позволило ему получить должность инженера на горнорудных и металлургических предприятиях. В 1797 г. Тревитик построил первую модель парового вагона. В 1800 г. изобрёл паровую «машину высокого давления» (патент, 1801) и, соединив её с повозкой, впервые создал транспортное средство, передвигавшееся с помощью пара. В 1801–1802 гг. Тревитик построил несколько безрельсовых паровых повозок, последняя из которых, по виду напоминавшая карету, могла перевозить до 10 пассажиров со скоростью до 10 км/ч. Первый паровой вагон, перемещавшийся по чугунным уголковым рельсам (прототип паровоза), Тревитик продемонстрировал в Лондоне в 1803 г. Работая над проблемой сцепления гладких колёс с поверхностями рельсов, построил в 1804 г. паровоз «Инвикта», который передвигался по гладким рельсам с помощью вращаемого паровой машиной зубчатого колеса, зацеплявшегося за зубчатую деревянную рейку, уложенную вдоль рельсов (при испытаниях паровоз с 10 т груза преодолел расстояние 15,6 км). Продолжая работу над совершенствованием паровоза, Тревитик спроектировал и создал двухцилиндровый паровой котёл; поршни цилиндров приводили в движение маховое колесо, от которого посредством зубчатой передачи движение передавалось колёсам паровоза (первый локомотив с паровой тягой). В 1808 г. Тревитик построил новый паровоз под названием «Поймай меня, кто сможет» («Catch Me Who Can»), развивавший скорость до 30 км/ч; в целях пропаганды паровоза демонстрировал его в предместье Лондона. Не получив финансовой поддержки от промышленников, Тревитик практически потерял своё состояние и в 1816 г. уехал в Южную Америку; после неудачного участия в войне за независимость в Перу вернулся в Англию в 1827 г. Умер в полной нищете.