Трамвай
Трамва́й (англ. tramway, от tram – вагон, тележка и way – путь), наземная электрическая железная дорога, используемая преимущественно в городах для перевозки пассажиров по заданным маршрутам; вагон или несколько вагонов (чаще всего моторные). Вагон трамвая получает электроэнергию от тяговой подстанции постоянного тока, как правило через подвесную контактную сеть по т. н. контактному проводу, подвешенному на высоте 5,5–6 м над рельсами, которые служат обратным проводом (реже – через контактный рельс); приводится в движение тяговыми электродвигателями.
По наличию или отсутствию тяговых электродвигателей различают вагоны моторные и прицепные; по числу осей – 2-, 4-, 6-, 8- и 10-осные; по конструкции ходовых частей – бестележечные (с двумя колёсными осями) и тележечные; по конструкции кузова – несочленённые (жёсткие) и сочленённые; по уровню пола в пассажирском салоне – высоко- и низкопольные; по типу тягового электропривода – вагоны с реостатно-контакторной системой управления, с тиристорно-импульсной системой управления или с асинхронными трёхфазными электродвигателями и инверторным преобразователем. Иногда на базе обычных вагонов трамвая создаются различные специализированные вагоны (рельсошлифовальные, снегоочистители, грузовые и т. п.).
Для современного трамвая строится тяговая сеть на напряжение 550–750 В; трамвайный вагон обычно имеет 2–4 тяговых электродвигателя общей мощностью 80–900 кВт, вмещает 110–360 пассажиров, снабжён электронными и микропроцессорными системами управления и развивает скорость до 65–90 км/ч и более.
Прототипом трамвая в России считается «рельсовый экипаж» на электрической тяге, построенный и испытанный Ф. А. Пироцким в 1880 г.; экипаж имел тяговый двигатель мощностью 4 лошадиных силы (2,94 кВт), двигался со скоростью 10–12 км/ч и был рассчитан на 40 пассажиров. В 1881 г. в Германии пущена первая трамвайная линия Берлин – Лихтерфельде протяжённостью 2,5 км. В России регулярное пассажирское движение трамвая открылось в Киеве в 1892 г., в Москве – в 1899 г.
Интенсивный рост трамвайного движения приходится на 1920–30-е гг., когда трамвай становится одним из основных видов городского пассажирского общественного транспорта. Потеря популярности трамвая в последующие годы связана с бурным развитием и распространением автобусов, однако уже с 1970–1980-х гг. вновь наблюдается значительный интерес к развитию трамваев, обусловленный, в частности, экологическими причинами, повышенной (по сравнению с автобусами) безопасностью перевозок и благодаря технологическим усовершенствованиям. Интенсивному развитию трамвая в условиях роста автомобильного движения, заторов на дорогах, увеличения загазованности воздуха и т. п. способствовало также появление скоростного трамвая, движущегося в 1,5–2 раза быстрее обычного трамвая, развивающего скорость до 30–40 км/ч (рельсовые пути для скоростного трамвая обычно располагают на обособленном полотне). Особенно эффективен скоростной трамвай на линиях, связывающих центральные городские районы с окраинными и загородными, отдалёнными промышленными или жилыми районами и зонами отдыха. Первая в СССР линия скоростного трамвая начала эксплуатироваться в Киеве в 1978 г.