Паровоз
Парово́з, автономный локомотив с паросиловой установкой, в которой энергия сжатого пара используется для создания силы тяги, обеспечивающей движение по рельсовому пути.
В паровозе паросиловая установка расположена на раме в экипажной части, в состав которой также входят: рама для размещения кузова (кабиной) машиниста; ходовые тележки, передающие вес паровоза через колёсные пары на путь; рессорное подвешивание для исключения толчков и вибраций; аппараты сцепления с вагоном или другим локомотивом. Тип паровоза характеризуется числом осей: передних бегунковых, движущих (сцепных), определяемых расчётной силой тяги и допускаемой нагрузкой на колесо, и поддерживающих задних. Каждый тип паровоза имеет свою осевую формулу. Запасы топлива, воды и смазки размещаются обычно на прицепленной к паровозу тележке (тендере) либо на самом паровозе, называемом в этом случае танком-паровозом.
Идея создания транспортной машины, самостоятельно передвигающейся по рельсовым путям, принадлежит английскому механику Р. Тревитику, который в 1803 г. создал первый в истории экипаж с паровой машиной и поставил его на рельсы. Работоспособный паровоз с гладкими ободами колёс (без зубчатой передачи) создал в 1814 г. Дж. Стефенсон, давший локомотиву название «Блюхер». Один из лучших паровозов – «Ракета» Стефенсона – развивал скорость до 50 км/ч. В середине 19 в. построены паровозы, скорости которых превышали 120 км/ч («Болдуин» в США – 125 км/ч, «Ураган» в Великобритании – 160,9 км/ч и др.). В конце 1930-х гг. скоростные паровозы начали эксплуатироваться во многих странах. Высшим достижением эпохи стал скоростной паровоз «Маллард» (Великобритания, 202 км/ч), отмеченный в 1938 г. в Книге рекордов Гиннесса. Паровозы этой серии находились в эксплуатации до 1966 г. В России первый паровоз построили Е. А. и М. Е. Черепановы в 1833–1834 гг. для заводской рельсовой дороги на Алтае. Паровоз развивал скорость 13–16 км/ч с грузом 3,3 т. Он выгодно отличался от зарубежных паровозов удачными решениями: горизонтальным расположением цилиндров паровой машины, что позволило снизить воздействие на путь; реверсивным механизмом, обеспечивающим задний ход и маневрирование.
Первоначально паровоз в России называли «самокатной паровой машиной», «паровой телегой» и даже «пароходом». Введение термина «паровоз» приписывают редактору газеты «Северная пчела» Н. И. Гречу (середина 19 в.). Паровозостроение в России получило развитие в середине 1840-х гг. со строительством железной дороги Санкт-Петербург – Москва (ныне Октябрьская железная дорога). Первый грузовой паровоз с тремя движущими осями построен на Александровском заводе в Санкт-Петербурге в 1845 г. В конце 19 – начале 20 вв. выпускались отечественные паровозы, отличавшиеся высокими скоростями и надёжными техническими характеристиками, что позволило преодолевать значительные расстояния. В 1937 г. создан скоростной паровоз с обтекаемым кожухом серии ИС, развивавший скорость до 155, а затем до 170 км/ч.
Паровоз оставался самым распространённым видом тяги до середины 1950-х гг., заменён более экономичными, мощными и экологически чистыми локомотивами – электровозами и тепловозами.