Фуникулёр
Фуникулёр (франц. funiculaire, от лат. funiculus – верёвка, канат), рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки пассажиров или грузов в вагонах на небольшое расстояние по крутым подъёмам (в основном до 35°). Применяется в городах и курортных центрах, а также в горных местностях. Фуникулёр обычно имеет 2 станции (верхнюю и нижнюю). Вагоны передвигаются при помощи стальных канатов и электрических приводов, располагаемых на верхней станции. Бывают одновагонные (с одним попеременно поднимающимся и опускающимся вагоном) и двухвагонные (один поднимается, другой в это время спускается; получили наибольшее применение); могут выполняться двухпутными (с независимым рельсовым путём для каждого вагона) и однопутными (с разъездами вагонов посередине). В пассажирских вагонах положение пола остаётся близким к горизонтальному при любом наклоне рельсового пути. Для безопасности вагоны оборудованы ловителями, автоматически захватывающими рельс в случае обрыва каната. Скорость движения фуникулёра до 3 м/с, пропускная способность до 600 человек в час. Существуют и другие схемы устройства фуникулёра: например, в виде горной железной дороги, в которой кроме обычных гладких рельсов, по которым катится вагон, используются дополнительные зубчатые рельсы. Так устроена горная дорога Пилатусбан в Швейцарии протяжённостью 4,27 км, по которой обычно курсирует до 9–10 вагонов, напоминающих по характеру своего движения трамвай. Вагоны грузовых фуникулёров, используемых для перемещения леса, горных пород и т. д., отличаются от вагонов пассажирских фуникулёров более простой конструкцией. Для загрузки и разгрузки таких вагонов на станциях устанавливают соответствующее оборудование.
Первые пассажирские фуникулёры появились в Италии (Генуя) и Австрии (Земмеринг) в 1854 г. Фуникулёр, расположенный неподалёку от австралийского города Катумба (длиной 415 м), имеет наибольший в мире уклон трассы – 50,7°.