Закон Энгеля
Зако́н Э́нгеля, экономический закон, устанавливающий, что с ростом дохода удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных потребностей заметно возрастает.
Исследование изменений величины спроса на товар в зависимости от представлений потребителя о его качестве связано в первую очередь с работами Эрнста Энгеля.
Эрнст Энгель (1821–1896) – немецкий статистик, один из основателей в 1885 г. Международного статистического института, занимался исследованием структуры бюджетов семей рабочих. Используя обширный статистический материал, он анализировал, каким образом на протяжении 19 в. характер потребления товаров и услуг изменялся в зависимости от размера дохода семьи. На основе данных о расходах семей с различным уровнем дохода Энгель установил, что с ростом дохода удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных потребностей заметно возрастает. Этот вывод вошёл в экономическую науку как закон Энгеля.
Согласно закону Энгеля, во-первых, по мере роста доходов при постоянных ценах товаров доля расходов на продукты питания сокращается, поскольку расходы на продукты питания (товары первой необходимости) слабо реагируют на изменение дохода. Для предметов первой необходимости коэффициент эластичности спроса по доходу () принимает значения в интервале 0<<1. Во-вторых, величина спроса на специализированные (образовательные, медицинские и т. п.) и рекреационные услуги (отдых, спорт и т. п.) растёт опережающим темпом по отношению к росту дохода, что характерно в отношении предметов роскоши, для которых >1.
При этом представления о том, какой товар считать предметом роскоши, а какой – нет, субъективны и, кроме того, во многом определяются уже достигнутым уровнем благосостояния и общественным мнением.
В третьих, <0 для товаров низшей категории (некачественных товаров), величина спроса на которые снижается с ростом дохода и растёт при сокращении дохода. В реальной жизни часто в роли товаров низшей категории у многих потребителей выступают подержанные вещи – машины, одежда, мебель.
Формализация закона Энгеля выглядит следующим образом: произведения долей расходов (), соответствующих каждому из товаров ( = 1,...,), на коэффициенты эластичности спроса на них по доходу () дают в сумме по всем товарам единицу: В современной экономической теории активно используются т. н. индивидуальные кривые Энгеля (ЕС), показывающие зависимость между изменением дохода потребителя (М) и величиной его индивидуального спроса на товар (Х) при неизменных ценах и постоянных предпочтениях. Кривая Энгеля для предмета первой необходимости будет близка к вертикальной прямой (или будет иметь место небольшой положительный наклон), поскольку независимо от величины дохода потребителю требуется почти постоянное количество этого товара.
Кривая Энгеля для предметов роскоши примет вид кривой, наклон которой уменьшается по мере роста дохода; это говорит о том, что восприимчивость индивидуального спроса потребителя к изменению дохода усиливается (рис. 1).В случае с товарами низшей категории кривая Энгеля, отражая обратную зависимость величины спроса на товар от дохода, принимает отрицательный наклон (рис. 2).
Энгель также утверждал, что поскольку структура личного потребления во всех странах подчиняется общим закономерностям, её анализ позволяет сравнивать, во-первых, уровни благосостояния разных групп населения одной страны, принимая при этом во внимание прежде всего долю расходов на питание, а во-вторых, благосостояние граждан разных стран.
Несмотря на то что эти выводы были сделаны Энгелем в 19 в., ныне они общепризнаны и подтверждаются реалиями экономического развития. Их подтверждает и структура современного производства: при росте реальных доходов населения в экономике увеличивается доля сектора услуг.