«Grand Theft Auto III»
«Grand Theft Auto III» («GTA III»), третья часть игровой франшизы «Grand Theft Auto» в жанре приключенческого боевика с открытым миром, вышедшая в 2001 г. на платформе PlayStation 2, в 2002 г. – на ПК (персональные компьютеры) и в 2003 г. – на Xbox. Разработчики отказались от вида сверху и прежнего графического движка в пользу вида от третьего лица и технологии 3D. Игра получила положительные отзывы со стороны прессы. Конференция разработчиков видеоигр признала «GTA III» игрой года. Позднее исследователи и журналисты присвоили ей статус одной из лучших игр в истории индустрии. В марте 2008 г. было продано свыше 14,5 млн копий игры.
«GTA III» воспроизводит атмосферу западных мегаполисов с их сложными переплетениями культур. В игре появилась более точная репрезентация женщин, расовых и этнических меньшинств. Игра отличалась большей детализацией актов насилия, что послужило причиной многочисленных судебных разбирательств и морального осуждения со стороны политиков и академического сообщества. Геймеры продолжали защищать игру, отмечая её беспрецедентную (по меркам 2001) реалистичность.
Трёхмерная графика позволила игрокам по-новому взаимодействовать с игровой вселенной. Они могли рассматривать объекты под любым углом и манипулировать ими множеством способов. Игра сохраняла высокий для своего времени уровень детализации даже во время движения главного персонажа и совершения различных действий. В предыдущих играх серии режимы вождения, ходьбы и сражения существенно отличались друг от друга.
Звуковое сопровождение «GTA III» также значительно улучшено. Качество и насыщенность речи, звуковых эффектов и музыки возросли. В саундтрек игры входили как оригинальные, так и лицензионные произведения. В игре функционируют радиостанции, на которых работают диджеи, транслируются песни и реклама. Появилась разговорная волна, благодаря которой игровая вселенная наполнилась объёмным культурным содержанием. Радиореклама разбавила игру неполиткорректным юмором.
В «GTA III» игрок выступает в роли бандита Клода, который стремится стать лидером мафии Либерти-Сити. Ему приходится расплетать цепочку связей между влиятельными преступниками, выполняя их поручения. Бо́льшая часть заданий предполагает угон автомобилей, убийства, ограбления, разрушение различных объектов и защиту второстепенных персонажей.
Механика «GTA III» позволяет геймерам прервать линейное прохождение игры. Они могут отвлекаться от основного действия на второстепенные задания, сторонние виды деятельности (ловлю преступников в качестве полицейского, вождение такси и т. д.) и исследование территорий. Без продвижения по сценарию игры пользователям недоступны другие локации города, состоящего из трёх обширных районов: индустриального, делового и пригородного. Каждый из них имеет уникальный внешний вид зданий, транспортных средств и населяющих эти области социальных групп.
Часть игрового процесса идентична шутерам от третьего лица, но «GTA III» включает в себя также усложнённый режим вождения. Помимо того что транспортные средства непрочны, ими трудно управлять на высоких скоростях. Игра подталкивает пользователей к постоянному совершенствованию навыка вождения, не обязывая при этом соблюдать правила дорожного движения.
В 2005 г. на платформе PlayStation Portable и в 2006 г. на консоли PlayStation 2 вышел приквел к «GTA III» − «GTA: Liberty City Stories». Действие игры происходит в 1998 г., на три года раньше, чем в оригинальной версии 2001 г. Игра унаследовала почти весь сеттинг «GTA III». К ней добавились некоторые элементы сиквелов «GTA: Vice City» и «GTA: San-Andreas». Оригинальные черты сохранила и планировка Либерти-Сити, однако различные объекты бизнеса принадлежат в «Liberty City Stories» другим владельцам, которые меняются по мере развития сюжета. Изменён способ перемещения между локациями: поскольку соединяющий острова в «GTA III» тоннель не был достроен, игроку следовало передвигаться на пароме. В «Liberty City Stories» разрешалось использование мотоциклов, однако в «GTA III» их запретили в связи с лоббистскими усилиями автомобильной компании Maibatsu.
«GTA III» стала символом индустрии медиаразвлечений и социальной критики молодёжной популярной культуры. Один из центральных споров вокруг «GTA III» – вопрос о цензуре творческой активности игроков.
Апологеты видеоигр считают «GTA III» популярной потому, что она предоставляет пространство для самовыражения, свободное от диктата общественных норм и политической корректности (Frasca. 2003; Samuels. 2010. P. 123). «GTA III» для них становится нарицательным именем всех видеоигр, которые осуждаются обществом из-за негативного воздействия на подростков.
Критики выступают против «GTA III» потому, что бо́льшая часть юмора и сюжетных линий воспроизводит сексистские, расистские и антиимигрантские стереотипы (Samuels. 2010). Эти вопросы редко обсуждаются в сообществах фанатов и разработчиков видеоигр.