Kinect
Kinect, сенсорный контроллер для жестового и голосового управления, разработанный компанией Microsoft и представленный на выставке E3 в 2009 г. Изначально Kinect был создан для игровой консоли Xbox 360 и позже использовался с Xbox One и персональными компьютерами (PC) с операционными системами серии Windows. На этапе разработки устройство называлось «Natal» в честь бразильского города, где родился руководитель проекта А. Кипман, и по ассоциации с латинским корнем, связанным с рождением, т. к. компания надеялась привлечь новых пользователей (Takahashi. 2009).
История создания
Компания Microsoft заинтересовалась сенсорами глубины в 2006 г., когда израильская компания PrimeSense представила прототип технологии на Выставке игровых разработчиков. Позже PrimeSense сотрудничала с Microsoft, доводя устройство до приемлемого для массовой продажи состояния. Kinect разрабатывался как ответ на успех Nintendo Wii. Её контроллер Wii Remote отслеживал движения руки и завоевал широкую аудиторию, что обеспечило самые высокие продажи среди седьмого поколения консолей. Изначально Microsoft хотела создать аналог Wii Remote для Xbox 360, но в 2009 г. отдала предпочтение проекту «Natal». К этому времени инженеры внедрили в программное обеспечение камеры глубины машинное обучение, благодаря чему она научилась распознавать движения отдельных частей тела (Hester. 2020).
Устройство поступило в продажу 4 ноября 2010 г. в США (Chen. 2010) и 10 ноября в Европе, в том числе в России по цене 7990 руб. за сам Kinect и 15 990 или 17 990 руб. за набор вместе с Xbox 360 с 4 или 250 гигабайтами памяти соответственно. На запуске были доступны 19 игр с жестовым управлением. В 2011 г. Книга рекордов Гиннесса признала сенсорный контроллер самым быстро продаваемым потребительским электронным устройством. За первые 60 дней продаж в среднем за день покупалось 133,333 экземпляра. По оценкам Microsoft, к концу жизненного цикла Xbox 360, к февралю 2013 г., было продано 24 млн экз. Kinect (Epstein. 2013). К моменту остановки производства самого контроллера в октябре 2017 г. компания реализовала 35 млн устройств (Reisinger. 2017). Поставляемая в комплекте с первыми версиями игра «Kinect Adventures!» (2010) стала самой продаваемой игрой для Xbox 360 (Hunt. 2018).
Варианты контроллера и технические характеристики
Первая версия Kinect, созданная для Xbox 360, оснащена цветной камерой, способной распознать лицо (Wilson. 2009), камерой глубины с инфракрасной подсветкой, которая позволяет ему работать при любом освещении, и микрофонной решёткой из четырёх капсюлей. Обе камеры, цветная и инфракрасная, снимают в разрешении 640х480 с частотой 30 кадров в секунду. Контроллер обрабатывает данные и приоритизирует человекоподобные движущиеся объекты, после чего создаёт виртуальный скелет из 20 суставов и отслеживает движения разных частей тела игрока, отделяя их от фона (Forbes. 2010). При работе с версиями консоли до Xbox 360S необходимо было использовать дополнительный кабель питания, шедший в комплекте (Gilbert. 2010).
1 февраля 2012 г. Microsoft начала поставлять Kinect for Windows – версию контроллера для PC, отличающуюся специальным режимом для работы на дистанции от 40 см, USB-интерфейсом с улучшенной защитой от помех и дополнительным программным обеспечением (ПО) для разработчиков, что позволило пользователям писать собственные программы для Kinect и использовать его не только для игр (Carmody. 2012). Розничная цена составила 249 долл., для образовательных целей устройство можно было купить за 149 долл. В России оно поступило в продажу в июне 2012 г., спустя месяц после обновления инструментов разработки. Это обновление, в частности, включило функции записи и воспроизведения движений и распознавания выражений лица.
К выходу Xbox One Microsoft разработала обновлённую версию Kinect. По сравнению с версией для Xbox 360 контроллер снимал в более высоком разрешении – 1080p у цветной камеры; обладал более широким углом обзора; обрабатывал больше информации, благодаря чему камера могла отслеживать движения до шести человек одновременно; измерял пульс и умел распознавать голосовые команды для управления операционной системой консоли (O’Brien. 2013). Изначально устройство должно было поставляться с каждым Xbox One. По планам Microsoft, если бы управлять жестами и голосом могли все игроки, то Kinect перестал бы быть для разработчиков побочным аксессуаром, который требовал менять в играх многое ради малой аудитории (Hester. 2020). Однако заявления о том, что Kinect будет постоянно включён на Xbox One, вызвали опасения по поводу приватности пользователей. Microsoft уточнила, что контроллер можно выключить, не ограничивая функционал приложений, которые его не используют (Ward. 2013). Позже компания также заявила, что Kinect не будет необходимым для работы консоли (Schreier. 2013), и 9 июня 2014 г. предоставила возможность купить Xbox One без сенсорного контроллера (Sarkar. 2014). Сам Kinect тоже можно было купить отдельно с 7 октября 2014 г. за 150 долл. в комплекте с игрой «Dance Central Spotlight» (2014) (Grubb. 2014).
Новую версию можно было использовать и с персональными компьютерами. Предзаказы на Kinect for Windows v2 за 199 долл. были открыты 15 июля 2014 г. (Machkovech. 2014). 22 октября было опубликовано новое ПО для разработки приложений для второго поколения сенсора (Protalinski. 2014). В тот же день в продажу поступил USB-адаптер для контроллеров для Xbox One, который продавался за 50 долл. (Protalinski. 2015). В декабре стало известно, что Microsoft свернула производство более старых версий на основе модели для Xbox 360. 2 апреля 2015 г. Microsoft объявила о прекращении производства Kinect for Windows вообще, отдав предпочтение USB-адаптеру на фоне повышенного спроса со стороны разработчиков.
Несмотря на то, что Kinect поддерживался двумя поколениями консолей, он не работает с Xbox Series X/S. При этом разъёма для Kinect не было уже на Xbox One S и Xbox One X, выпущенных в 2016 г. и 2017 г. соответственно (Sarkar. 2016). Для подключения контроллера нужно было использовать USB-адаптер, чья цена позже была снижена до 39,99 долл. Microsoft также выдавала его бесплатно обладателям прошлых версий консоли с устройством. В январе 2018 г. компания объявила, что прекратила производство адаптеров (Sarkar. 2018).
Наследником контроллера выступил Azure Kinect – инструмент для разработчиков, ставший доступным для предзаказа за 400 долл. в феврале 2019 г. (Thorp-Lancaster. 2019). Azure Kinect оснащён камерой глубины на 1 мегапиксель, 12-мегапиксельной цветной камерой, всенаправленным набором из семи микрофонов, акселерометром и гироскопом. Устройство предназначено для бизнес-проектов, где есть потребность анализировать окружение и могут пригодиться сенсоры с соответствующим программным обеспечением. Предпосылкой для создания такого сенсора стало то, что ряд компаний использовал Kinect не для игр, а для технической и исследовательской деятельности, т. к. контроллер был относительно дешёвым решением для распознавания движений и голоса (Сивов. 2018; Hester. 2020).