«Grand Theft Auto IV»
«Grand Theft Auto IV» (GTA IV), шестая (11-я, с учётом дополнений) по счёту часть игровой франшизы «Grand Theft Auto» в жанре приключенческий экшен. Вышла в 2008 г. для ПК, а также приставок PlayStation 3 и Xbox 360. Разработчики игры полностью переработали механику огнестрельных и рукопашных боёв. Другим нововведением для этой игры стала возможность поддерживать отношения с неигровыми персонажами. За первую неделю создатели GTA IV реализовали более 6 млн копий игры. Это принесло им около 500 млн долл. и позволило попасть в Книгу рекордов Гиннесса за наиболее высокие результаты продаж на этапе выпуска.
В игре рассказывается история Нико Беллика, мигранта из бывшей Югославии, который переехал в США в надежде осуществить американскую мечту. Однако главному герою пришлось стать частью криминального мира города Либерти-Сити, прототип которого – Нью-Йорк. Действие игры строится на привычных для франшизы активностях: насилии, использовании оружия, краже автомобилей и собственности, а также погонях, побегах и уличных гонках. Игрок по-прежнему может выполнять задания, связанные с основным сюжетом игры, или заниматься побочной работой − водить такси, совершать мелкие преступления, проводить время с неигровыми персонажами и бродить по игровым локациям.
Отличием главного действующего лица в новой версии GTA от героев других версий игры стала хорошая физическая подготовка: Беллик может перелезать через заборы и стены, запрыгивать в движущийся транспорт, плавать, а также укрываться за различными предметами во время перестрелок. Ключевым новшеством стала необходимость решать моральные дилеммы в конце некоторых миссий. Например, во время одного из заданий игроку предлагается решить, стоит ли убивать коррумпированного полицейского Фрэнсиса Макрири или вместо него лишить жизни его брата, алкоголика и наркомана Деррика, способного предать огласке противоправные действия Фрэнсиса. Беллик может оставить Фрэнсиса в живых, получив взамен иммунитет от полиции. Если же устранить Фрэнсиса, то никакой выгоды игрок не получит.
Характерной чертой GTA IV стали временны́е ограничения. Множество миссий, преимущественно связанных с погонями и гонками, ограничены по времени; если не уложиться в этот лимит времени, то не победить. Игровой мир также пополнился новыми технологиями коммуникации: выполнение некоторых заданий подразумевает использование Интернета и мобильных устройств. Интернет позволяет организовывать встречи с людьми, а мобильный телефон − вести скрытую фотосъёмку или получать инструкции от заказчиков преступлений.
Через год после выхода GTA IV были выпущены дополнения, которые продавались на диске под названием «Episodes from Liberty City». Каждый из сюжетов двух новых эпизодов равен примерно ⅓ сюжетной линии оригинальной версии игры. Первое дополнение рассказывает о жизни одного из членов банды мотоциклистов, а второе − о мире гламура и ночной жизни Либерти-Сити.
GTA IV строится на противоречиях между неблагополучным статусом иммигранта (центральный персонаж игры) и видимой безграничностью игрового прототипа Нью-Йорка. Два этих аспекта создают ощущение свободы в жёстких социальных границах Либерти-Сити. Честная работа водителем такси оказывается экономически неэффективной для преодоления бедности, хотя это один из единственных способов легального воплощения американской мечты. Возможности главного героя расширяются только после достижения успехов в преступных кругах, что задаёт строгие границы реализации его планов.
Чтобы разбогатеть в Либерти-Сити, необходимо запугивать владельцев магазинов, враждовать с бандами наркоторговцев, работать наёмным убийцей, грабить банки и угонять автомобили. За криминальным миром игры можно разглядеть идею отсутствия социальных лифтов, невозможность победить бедность. Она скрывается за фикцией свободного выбора, который ограничивается правом выбирать виды насилия, оружие и транспорт для различных девиантных действий.
Сама возможность выбирать обусловлена структурной дискриминацией. Она проявляется в том, что игрок уже не может приобретать собственность и управлять ею, выдавая себя за бизнесмена, как это было в «GTA: Vice City». В GTA IV игрок может посещать такие места только в качестве потребителя, что подчёркивает его исходный статус бесправного иммигранта. Сама игровая среда сопротивляется тому, чтобы главный персонаж преодолел границы своего социального класса, используя для этого законные средства.