Виванко Себастьян де
Вива́нко Себастья́н де (Sebastián de Vivanco) (около 1551, Авила – 26.10.1622, Саламанка), испанский композитор.
Предположительно, был мальчиком-певчим собора Авилы вместе со своим знаменитым современником Т. Л. де Викторией, и в этом случае мог обучаться у капельмейстера Бернардино де Риберы (1520 – 1571 или 1572), а затем у его преемника Хуана Наварро (около 1530 – 1580).
В 1573–1576 гг. занимал должность капельмейстера собора Лериды, после чего на протяжении 10 лет (1577–1587) служил капельмейстером собора Сеговии. В 1587 г. С. де Виванко принял предложение занять аналогичный пост в родном городе. Известно также, что в начале 1588 г. он работал в соборе Севильи, выполняя обязанности помощника капельмейстера, которым тогда был Ф. Герреро, однако всё же сосредоточился на работе в Авиле, где ему была назначена пребенда (т. е. он обладал правами и привилегиями, подобными священническим).
В середине 1602 г. С. де Виванко занял пост капельмейстера в соборе Саламанки, став преемником Х. Наварро. В 1603 г. он претендовал на пост главы музыкального факультета в Саламанкском университете, положительному решению предшествовала торжественная процедура присуждения ему степени бакалавра. Пару месяцев спустя Виванко получил ещё и должность профессора, а затем официально обрёл учёную степень магистра искусств (maestro en artes).
Важнейшие издания сочинений С. де Виванко выпустил в Саламанке Артус Таберньель: это «Liber magnificarum» (1607), «Libro de misas» (1608) и «Liber motectorum» (1610). Три фолианта общим объёмом более 900 печатных страниц включают 18 магнификатов, 10 месс и 72 мотета соответственно. «Liber magnificarum» содержит гравюру, изображающую композитора на коленях перед распятием; в ней сокрыто указание на две его основные должности – капельмейстера собора и профессора университета (каждую из них символизирует определённый головной убор).
Ряд сочинений С. де Виванко включён в две хоровые книги монастыря Санта-Мария-де-Гуадалупе, датируемые началом 18 в.; среди них: мессы, оффиций и реквием, мотеты.
Сочинения С. де Виванко свидетельствуют о его особой одарённости и высоком мастерстве в применении сложных контрапунктических и имитационных приёмов. Его магнификаты справедливо считаются одними из самых технически изысканных среди всех пьес данного жанра, написанных европейскими композиторами в 16 – начале 17 вв. В них используются двойные и тройные каноны, каноны в увеличении, инверсии и ракоходе, сложные формы канонов, сочетающие разные принципы преобразования. В Магнификате IV тона Виванко применил необычную для данного жанра технику кводлибета, соединив в одновременном звучании несколько посвящённых Деве Марии антифонов, написанных в I церковном тоне, григорианскую формулу магнификата IV тона, а также интонации распева магнификата в остальных церковных тонах, последовательно проводимые в партии тенора.
Весьма искусно устроены и иные сочинения С. де Виванко. В одной из месс – «Missa super octo tonos» – претворена, как и в вышеупомянутом Магнификате IV тона, идея центонного мелодического соединения формул всех 8 церковных ладов. Мессы «O quam suavis es, Domine», «Assumpsit Jesus», «Tu es vas selectionis» и «In manus tuas» написаны в традиционной для того времени технике пародии; в качестве многоголосных первоисточников композитор избирает собственные мотеты. Его мессы, как и магнификаты, отличаются утончённым использованием канонических приёмов, которые Виванко, вслед за своим предполагаемым учителем Б. де Риберой, помещает в Sanctus, а не в заключительный Agnus Dei, как это можно было бы ожидать. В некоторых сочинениях (среди них мотет «Ecce sacerdos magnus») композитор прибегает к технике cantus firmus.
С точки зрения изложения музыкального материала, тематизма и модальной гармонии С. де Виванко можно рассматривать как типичного представителя Позднего Возрождения. Активное использование трезвучных конкордов, в том числе в кварто-квинтовом соотношении, а также акциденций, сближающих старинные церковные лады с зарождающимися мажором и минором, свидетельствуют о формировании тонально-функциональных отношений, характеризующих переход от Ренессанса к барокко.