Вельск
Вельск, город в России, на юге Архангельской области (Северо-Западный федеральный округ), административный центр Вельского муниципального района, образует городское поселение «Вельское», в состав которого, помимо города, входят деревни Дюковская и Плесковская и железнодорожная станция Вага.
Общие сведения
Площадь города составляет 26,5 км2 (2021). Город расположен на обоих берегах реки Вага (приток Северной Двины, бассейн Белого моря) близ впадения в неё реки Вель. Климат умеренно континентальный; территория приравнена к районам Крайнего Севера. Расстояние от Вельска до Архангельска – 510 км, Вологды – 250 км, Москвы – 750 км (по автодорогам).
Автомагистраль федерального значения М-8 «Холмогоры» огибает город с запада; с ней Вельск связан автодорогами регионального значения 11К-054 и 11К-055. Другие автодороги регионального значения: 11К-001 Вельск – посёлок городского типа Коноша, 11К-049 Вельск – Шангалы (Устьянский муниципальный район). От автостанции следуют междугородние автобусы до Северодвинска (через район Архангельска – Исакогорку) и пригородные маршруты до населённых пунктов Вельского муниципального района (2021).
С запада на восток через Вельск проходит участок Архангельского региона Северной железной дороги Коноша – Вельск – Котлас, работают 3 грузопассажирские станции – Вельск, Кулой, Вага. Курсируют поезда дальнего следования – до Москвы через Коношу, Вологду и Ярославль, до Санкт-Петербурга через Череповец, до городов Воркута, Сыктывкар и Лабытнанги; пригородные электропоезда до узловой станции Коноша в одноимённом посёлке городского типа (2021).
В 4 км к югу от Вельска построен аэропорт местного значения; по состоянию на 2023 г. ведётся его реконструкция. Внутригородской общественный транспорт представлен автобусами (3 маршрута в 2023).
Население
Численность населения города составляет 21 406 человек (на 1 января 2023). Динамика численности населения (по данным переписей, человек, год): 22 217 в 2021, 23 885 в 2010, 26 241 в 2002, 25 967 в 1989, 24 556 в 1979, 21 899 в 1970, 16 938 в 1959. Общие коэффициенты (2021, ‰): рождаемости 8,4; смертности 19,0; естественного прироста −10,6. Миграционный прирост 41 на 10 тыс. жителей (2021). Национальный состав (по данным Всероссийской переписи населения 2020, % от указавших национальность): русские 98,8; украинцы 0,3; другие 0,9.
История
Возникновение и первые века существования
Основание будущего города было связано со славянской колонизацией Двинской земли (Заволочья). Впервые упоминается как селение «у Вели» (Вельский погост) в Уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича 1137 г., определявшей размеры десятины, поступавшей Новгородской епископии из княжеских доходов (Российское законодательство X–XX веков. Т. 1. Москва, 1984. С. 224–225). Погост входил в состав Новгородской республики. Первоначально погост находился на мысу при впадении реки Вель в Вагу, позднее именовавшемся по находившейся там церкви Иоанна Милостивого Подъиванским мысом [Иоанн (Верюжский). 1880. С. 336]. Описание местоположения Вельского погоста содержится в работе П. С. Воронова: «...селение Вель лежало тогда полукружием по косогору в 150 саж. от нынешнего места в соединении с деревней Дюковской, и таким образом одною стороной касалось р. Вели, а другою приближалось к р. Ваге; что самое подтверждают доселе видимые его пепелища, название места "Ивановское" от находившейся тут церкви Иоанна Милостивого и признаки кладбища» (Воронов. 1859. С. 96). К 14–15 вв. относятся самые ранние находки периода славянской колонизации, обнаруженные в исторической части города (Едовин. 2000. Л. 2). В 1478 г. в составе Новгородской республики погост присоединён к Московскому великому княжеству.
Вельский погост и Вельский посад в конце 15 – 18 вв.
На рубеже 15–16 вв. стал административным центром Вельского стана Вельской половины Важского уезда Русского государства. Входил в состав дворцовых, а с конца 18 в. – удельных земель.
Не позднее 16 в. перенесён на современное место (Едовин. 2000). После переписи 1550 г. стал именоваться Вельским посадом (Воронов. 1859. С. 97). В ходе земской реформы царя Ивана IV Васильевича Грозного в 1552 г. в Важском уезде отменён институт наместников и введено самоуправление, излюбленным головой Вельского посада избран П. Муравьёв (Воронов. 1859. С. 99).
Посад серьёзно пострадал в Смутное время. Он был трижды разграблен польско-литовскими интервентами (1613, 1614, 1619), в результате пострадали не только жители, из которых «посекли многих», но и храм Иоанна Милостивого, в котором «и книги, и колокола и образа пограбили и сосуды церковные прибили…» (Воронов. 1859. С. 101).
В 17 в. центр Вельского стана в составе Верховажской четверти Важского уезда. По переписи 1613 г., в Вельском посаде насчитывалось 30 дворов, по переписи 1678 г. – 22 двора (Воронов. 1859. С. 100). Согласно переписи писца Ф. Л. Караулова и подъячего О. Хрущова (Хрущёва) 1682 г., в Вельском посаде размещались земская судная изба, кабак с хозяйственными постройками, 18 посадских дворов, 9 пустых дворов и 9 пустых дворовых мест; действовали 3 деревянных храма: Живоначальной Троицы с приделом Святителя Николая Чудотворца (построен в 1633/1634), Афанасия Александрийского (1571/1572) и Иоанна Милостивого (1653/1654); имелась деревянная шатровая колокольня (Описание. 2002. С. 181–191).
Основными дорогами, связывавшими Вельский посад с Архангельском и другими населёнными пунктами, были реки и «зимники», использовавшиеся для доставки товаров на ярмарки. По Ваге, начиная с её верховьев, производился сплав леса. Судоходство осуществлялось в период весеннего подъёма воды на небольших судах; большинство грузов перевозилось на плотах. В Вельском посаде было развито смолокурение. Учреждённый в 1693 г. царём Петром I почтовый тракт от Москвы до Архангельска вплоть до 1780-х гг. проходил по правому берегу Ваги, минуя Вельский посад.
В 18 в. Вельский посад входил в состав Вельской половины Важского уезда Архангелогородской губернии (1707–1719) и Двинской провинции Архангелогородской губернии (1719–1757), Верховажской четверти Важского уезда Двинской провинции Архангелогородской губернии (1757–1780).
По переписи 1716 г., в Вельском посаде насчитывалось всего 4 двора, в которых жили 16 мужчин и 15 женщин. По данным 1-й ревизии (1722), там проживали 24 души мужского пола, по 2-й ревизии (1748) – 23 души мужского пола, по 3-й ревизии (1763) – всего 84 души мужского и женского пола в 18 дворах (Воронов. 1859. С. 100).
История города в 1780–1917 гг.
В соответствии с указом императрицы Екатерины II от 25 января (5 февраля) 1780 г. Вельский посад преобразован в город Вельск. Уездный город Вологодской области Вологодского наместничества (1780–1796), уездный город Вологодской губернии (1796–1929).
По приказу ярославского и вологодского генерал-губернатора А. П. Мельгунова вельский купец В. Боковиков построил деревянные присутственный дом и погреб для казны (Летописец. Л. 4об.). 6(17) августа 1780 г. состоялось торжественное открытие присутственных мест в Вельске. Первым городничим стал поручик В. И. Ушаков (Летописец. Л. 32).
В связи с изменением статуса Вельска изменилась трассировка Московско-Архангельского почтового тракта, и он прошёл через город. В результате всем проезжавшим через Вельск приходилось на плотах или карбасах пересекать две реки – Вель под деревней Верхнее Заборье (Лукинская) и Вагу под деревней Плёсовской. В 1822 г. в целях сокращения маршрута трасса почтового тракта от Вельска до Верховажья была проложена через реку Пежма, близ деревни Ивашевицы (Шиловская) (Летописец. Л. 64). Это привело к развитию вдоль тракта южного предместья города, получившего название Форштадт. В 1850-х гг. там располагались питейное заведение, или «Верхний кабак» (на углу улиц Вологодская и Городской Вал), и солдатские строения (Сафонов. 1922).
По сведениям на 1845 г., в Вельске насчитывалось 6 улиц: Соборная (ныне – Нечаевского), Вологодская (ныне – Дзержинского), Дворянская (ныне – Советская), Покровская (ныне – Октябрьская), Знаменская (ныне – Комсомольская, часть улицы между Набережной и Октябрьской – Карпеченко) и Новая (ныне – Фефилова) и 175 домов, из них 1 каменный (Великорецкий. 1846. С. 217). Единственной каменной постройкой являлось здание городской казны на улице Вологодской.
В 1858 г. город посетил император Александр II. В том же году на землях Архангельской и Вологодской удельных контор создана Вельская удельная контора, подчинявшаяся Департаменту уделов. После крестьянской реформы 1861 г. с освобождением в 1863 г. удельных крестьян основными статьями дохода удельного ведомства были лесопиление и смолокурение. В 1892 г. на землях Вельской удельной конторы были образованы два удельных округа – Вологодский (в 1897–1902 входил в состав Вельского округа) и Вельский (до 1918). Делами Вельского удельного округа 1-го разряда ведало управление, подчинявшееся Главному управлению уделов Министерства императорского двора.
Город нередко страдал от пожаров, наиболее значительный произошёл в июне 1885 г. (Летопись. Л. 64об.). После него центр города стал застраиваться каменными зданиями. На рубеже 19–20 вв. на центральной площади города – Торговой (Соборной) – были устроены торговые ряды и городские весы для оптовой торговли, доход от которых шёл в городскую казну. Здесь проходили ежегодные Афанасьевская ярмарка (18–25 января ст. ст.), Кирилловский (9 июня ст. ст.) и Семёновский (1 сентября ст. ст.) торжки.
Относительно быстрые темпы городского строительства были обусловлены, прежде всего, ростом населения города: с 1858 по 1914 гг. оно выросло в 4 раза и составило 2602 человека. По показателю прироста населения Вельск опережал все остальные города Вологодской губернии, включая и Вологду.
С 1860-х гг. в связи с развитием революционного движения в России Вельск стал местом политической ссылки. В числе лиц, находившихся в городе в ссылке, народники П. И. Войнаральский (1866), И. И. Заведеев (1879–1880), А. Н. Павлушкова (с апреля 1879), В. А. Попереков (1879), один из первых рабочих-революционеров, руководитель Морозовской стачки 1885 г. П. А. Моисеенко (его имя носит Набережная улица). Наибольшее количество политических ссыльных находилось в городе в начале 20 в.: в январе 1908 г. – 212 человек, в 1909 г. – 299 человек, среди них большевики, меньшевики, эсеры, анархисты и др. Немногочисленная колония ссыльных большевиков в Вельске была одной из самых активных в Вологодской губернии. В августе 1907 г. они создали Вельскую группу РСДРП, в которую входили А. И. Казанский, А. П. Тихомиров, Г. Е. Фомин и другие, в 1909–1913 гг. в группе активно работали Н. В. Мальцев, В. Г. Шумкин, П. А. Бляхин, М. Г. Левина, П. С. Заславский и др. К началу 1911 г. в Вельске оставались 69 политических ссыльных, из них не более 10 социал-демократов (Вельская группа. 1975).
После открытия в 1898 г. железной дороги Вологда – Архангельск ближайшей станцией к Вельску стала Коноша, куда в 1897–1904 гг. был проложен Коношский тракт протяжённостью 127,5 версты (около 136 км). Для перевозки грузов и пассажиров между Вельском и станцией Коноша были созданы земские станции Крыловская, Келаревская, Хмельницкая и Лычно-Завельская. Доставка товаров из центральных городов страны стала возможной в течение всего года, что привело к снижению товарооборотов местных ярмарок и торжков и развитию магазинной торговли (Зеленина. 2012).
Важную роль по-прежнему играли водные пути, особенно в связи с развитием пароходства по Ваге. Пассажирскими перевозками занималось «Товарищество пароходства по Ваге и Двине», созданное в 1901 г.; ему принадлежал ходивший до Вельска буксирный пароход «Вельск». В 1911 г. Ф. В. Ившин создал «Товарищество крестьянско-коммерческого пароходства», использовавшее для пассажирских перевозок пароходы «Феодор» и «Варлаам» (Обзор. 1903. С. 48–49; Ваганов П. Ф. Живительный источник края. Архангельск, 1977. С. 65).
В 1903 г. открылся Вельский лесотехнический завод.
В годы революций и Гражданской войны
После победы Февральской революции 1917 г. власть в Вельске 5(18) марта перешла к Временному комитету во главе с уездным комиссаром Временного правительства Я. Д. Доброумовым. 13(26) июня Вельский уездный временный комитет и Вельский уездный земельный комитет на совместном заседании объявили себя первым Советом крестьянских депутатов Вельского уезда. Новым уездным комиссаром Временного правительства был избран М. А. Воронин.
События Октябрьской революции 1917 г. первоначально не оказали принципиального влияния на ситуацию в городе. 12–14 (25–27) ноября прошли выборы в Учредительное собрание, на которых большинство избирателей (всего 879 человек) проголосовали за кадетов (438) и эсеров (338) (Итоги выборов в Учредительное собрание // Вельская народная газета. 1917. 26 ноября. С. 1–2).
13(26) января 1918 г. объединённое собрание Советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов Вельска вынесло постановление о признании советской власти и избрало до созыва крестьянского съезда Временный исполнительный комитет. 1 марта было решено отстранить от должности уездного комиссара Временного правительства М. А. Воронина, но он отказался сложить свои полномочия (Веревкина. 2008. С. 3–6). Окончательный переход власти в руки Советов произошёл на 1-м Вельском уездном крестьянском съезде (фактически 2-м), проходившем в Вельске 14–29 марта 1918 г. Одной из первоочередных мер советской власти в Вельске стала национализация зданий, принадлежавших Вельскому удельному округу, дворянам, купцам, торгующим крестьянам, священникам (в 1918–1921 национализированы 52 здания) (Веревкина. 2012).
Во время Гражданской войны 1917–1922 гг. в результате наступления интервентов и войск Северной области на Вельско-Шенкурском направлении в августе 1918 г. Вельск стал прифронтовым городом. В целях защиты от возможного нападения противника 14 августа введено осадное положение, 15 августа создана Вельская уездная чрезвычайная комиссия, началось строительство оборонительных сооружений по обоим берегам реки Вага на подступах к городу. С 13 августа до 13 сентября 1918 г. в городе действовал Вельский советский отряд [Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф. 2620. Оп. 1. Д. 34. Л. 146–146об.] под командованием М. Д. Ижболдина. В его задачу входило обеспечение обороны города на случай прорыва белых войск до подхода регулярных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Члены отряда несли патрульную службу на мосту через реку Вель, у казначейства и у здания Вельского уездного исполкома (ГААО. Ф. 2620. Оп. 1. Д. 34. Л. 84).
В 1919 г. открыт краеведческий музей, созданный на основе коллекции предметов старины, конфискованной у крестьянина В. Ф. Кулакова.
История города с 1920-х гг.
Районный центр Няндомского округа Северного края (1929–1930), Северного края (1930–1936), Северной области (1936–1937). Одной из крупных строек первых пятилеток стало строительство колхозниками и вольнонаёмными рабочими в 1929–1939 гг. железнодорожной ветки Коноша – Вельск. К концу 1934 г. ветка была доведена до разъезда № 9 [(Верхняя) Синега], где было также построено пассажирское здание и 8 декабря принят первый пассажирский поезд (Веревкина. 2023). В этом же году близ Вельска был построен автомобильный мост через реку Вага на Коношско-Устьянском тракте.
С 1937 г. районный центр (в 1963–1965 одновременно Вельского сельского и Вельского промышленного районов) Архангельской области. В марте 1938 г. на станции Синега была создана Вельская межрайонная нефтебаза (ныне – Вельская нефтебаза компании «РН-Северо-Запад»). В январе 1939 г. строительство железнодорожной ветки Коноша – Вельск было остановлено в 3 км от Вельска, однако осенью 1940 г. оно возобновилось уже силами заключённых Северодвинского исправительно-трудового лагеря (Севдвинлага), который дислоцировался в Вельске в 1940–1946 гг. (наибольшее число заключённых составило 42 117 человек на 1 июля 1941 г., см.: Система. 1998. С. 309).
В связи с началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. решением Вельского районного исполкома 30 июня 1941 г. в районе и городе было введено военное положение. В августе – ноябре 1941 г. в городе дислоцировался эвакогоспиталь № 2519. В конце января 1942 г. в Вельск было эвакуировано Ленинградское военно-ветеринарное училище, находившееся здесь до апреля 1945 г. (Золотилова. 1985). 7 марта 1942 г. открылось сквозное движение поездов через Вельск по железнодорожной ветке Коноша – Котлас (Перепон. 2016. С. 67). В 1943 г. в Вельске организована Архангельская государственная заводская конюшня, которая обслуживала 4 южных района области [ныне – Хорошевский коневодческий комплекс (пятое отделение) АО «Агрофирма "Вельская"»; см.: Церковников А. Кони, кони… // Ленинский путь. 1980. 9 октября].
В 1949–1956 гг. в городе действовал государственный учительский институт.
В 1959 г. на участке железнодорожной линии Коноша – Вельск была построена новая ветка (вторые пути) через станцию Можуга. Осенью 1986 г. официально открыто движение по прошедшей через Вельск автотрассе Москва – Архангельск (ныне М-8 «Холмогоры»), в 2012 г. сооружён автомобильный обход Вельска.
Центр муниципального образования Вельский район (1997–2004), Вельского муниципального района и городского поселения «Вельское» в его составе (с 2004).
Архитектура
Старая часть города с регулярной планировкой (по генплану, утверждённому в 1784 и скорректированному в 1872) расположена на возвышенности между реками Вель и Вага. В 1794 г. уездным землемером Голубевым обозначено 34 прямоугольных квартала (в 1872 их число сократилось до 30).
На Соборной площади (ныне площадь Ленина) сохранился Спасо-Преображенский собор в русском стиле (1898–1913, вологодский губернский архитектор Н. С. Пухлов; в 1931–1934 переоборудован в Дом социалистической культуры, разобраны все пять барабанов с куполами, крыльцо; произведена перепланировка; ныне Районный культурный центр).
В бывшем южном предместье города (Форштадт) расположена деревянная кладбищенская церковь Успения Пресвятой Богородицы типа «восьмерик на четверике» (1793–1803; придел Святителя Николая Чудотворца, придел Преподобных Симеона Столпника и Кирилла Белозерского).
После пожара 1833 г. возведены здания уездного казначейства (1-я половина 19 в.) и Вельского духовного училища (1856). После пожара 1885 г. построены кирпичные двухэтажные жилые дома (в том числе П. А. Соболева, начало 20 в., ныне Вельский краеведческий музей) и одноэтажные торговые здания, деревянные жилые дома, украшенные резьбой (купцов Истомахиных, 1888; Р. Ф. Астафьева, начало 20 в.). В 1876 г. на Набережной улице устроен бульвар.
В 1950-х гг. на площади Ленина разобран пятиглавый Троицкий собор (1742–1752; освящён в 1756; закрыт в 1930-х гг.), на его месте возведено здание Вельского райкома КПСС (ныне здание Вельского районного суда). Предположительно в 1950-х гг. разрушена церковь Святителя Николая в Форштадте (1905–1908).
В 2009 г. на площади Ленина возведена деревянная часовня Святого Кирилла Вельского. В 2010-х гг. из деревни Заручей в Вельск перевезён деревянный дом купца М. М. Кичева (1884; с 2018 «Музей домовых росписей Поважья», отдел Вельского краеведческого музея имени В. Ф. Кулакова).
Памятники: В. И. Ленину (1970-е гг.), Г. Д. Карпеченко (2009), М. В. Ломоносову (2020).
Религия
Вельск – центр Вельского благочиния Котласской епархии Архангельской митрополии Русской православной церкви; в городе действуют церковь Успения Пресвятой Богородицы и часовня Кирилла Вельского.
Образование. Библиотеки. Культурно-досуговые центры
Среднее профессиональное образование представлено Вельским сельскохозяйственным техникумом имени Г. И. Шибанова (1895 – Низшая лесная школа, 1919 – 2-годичные сельскохозяйственные курсы, 1921 – Вельский техникум, 1974 – Вельский совхоз-техникум, 1975 – присвоено имя Героя Советского Союза Г. И. Шибанова, 2005 – современное название) и Вельским индустриально-экономическим колледжем (1937 – Профессиональное училище, 2009 – Агропромышленный лицей, 2017 – современное название).
Функционируют: детский сад, 3 средние общеобразовательные школы (в их составе 10 детских садов), гимназия, вечерняя (сменная) школа. Учреждения дополнительного образования: Дом детского творчества (1935), Вельская спортивная школа (1961), Детская художественная школа № 3 (1975), Вельская детская школа искусств (2014).
В структуре Вельской библиотечной системы – Вельская центральная библиотека имени А. Ф. Орлова (1875 – Вельская земская публичная библиотека, 1920 – Вельская народная библиотека, 1976 – статус центральной библиотеки, 2017 – присвоено имя управляющего Вельским удельным округом генерала А. Ф. Орлова), Детская библиотека (1938), Южная городская библиотека, городские библиотеки в посёлке Кулой и в населённом пункте Вага, 31 сельская библиотека на территории Вельского муниципального района.
Действуют: Районный культурный центр (1933 – Вельский дом социалистической культуры, 2000 – Вельский городской культурный центр, 2006 – современное название; среди творческих коллективов – ансамбль песни «Душечка», народный театр «Ступени», студия моды «Ирина», студия танца «Воздух», цирковой ансамбль «Романтики»), Дворец культуры и спорта (1991), спортивный клуб «Экстрим Вельск» (2009; зимой регулярно проводит ледовые гонки на трассе «Ледовая миля» в 7 км к юго-западу от города).
Музеи
Работают Вельский краеведческий музей имени В. Ф. Кулакова (1919; в экспозиции свыше 29 тыс. экспонатов в 2023, в том числе деревянные предметы крестьянского быта, резные кресты и иконы, церковные летописи, исповедные и метрические книги, бронзовые подвески), Центр народной культуры «Берендей» (ведёт историю с 1985, основан на базе детской художественной школы; обучение традиционным северным ремёслам – вышивке, вязанию, лоскутному шитью, плетению из бересты и лозы, ткачеству и др.), Вельская картинная галерея (2010; проводятся временные выставки работ современных художников, в том числе учеников художественных школ; организован музей фотоаппаратов), экспозиционно-выставочный комплекс «Музей домовых росписей Поважья» (2018).
Фестивали
Ежегодно с 2008 г. в Вельске проходит традиционный районный фестиваль детского творчества «Весёлое ассорти», с 2015 г. – традиционный детско-юношеский фестиваль единоборств по боксу «Открытое ристалище Вельского района». В 2022 г. состоялся региональный фестиваль народного творчества «Роднички».
Городские праздники
С 1999 г. в Вельске организуется городской праздник «Кириллов день» (сочетание театральных, литературных, спортивных, музыкальных мероприятий и конкурсов для жителей и гостей города, в том числе Международный фестиваль деревянной скульптуры «Древо Жизни» и открытый чемпионат Архангельской области по мотокроссу).
Парки
Основные зелёные зоны города – Городской парк в центре города вблизи реки Вага, парк Победы со стелой памяти в честь Победы в Великой Отечественной войне и мемориалом погибшим в Афганистане воинам-интернационалистам, Южный парк (1968). В 2 км к юго-востоку от центра города на Ваге – пляж длиной 0,3 км и шириной до 70 м.
Достопримечательности
В городе установлены памятники: М. В. Ломоносову и уроженцу города – российскому цитогенетику и ботанику Г. Д. Карпеченко. Созданы мемориалы жертвам интервенции, Гражданской войны, Севдвинлага.
Здравоохранение
Основное учреждение здравоохранения города – Вельская центральная районная больница (1784 – Вельская городовая больница, 1869 – Вельская уездная земская больница, 1918 – Вельская Народная больница, 1935 – Вельская районная больница, 1963 – современное название); в структуре круглосуточный стационар на 290 коек, дневной стационар на 74 койки, взрослая и детская поликлиники на 1465 посещений в смену суммарно, женская консультация, отделение скорой медицинской помощи в городе; в составе на территории Вельского муниципального района – Благовещенская участковая больница, 12 амбулаторий и 24 фельдшерско-акушерских пункта в сельских населённых пунктах. Работают 5 кабинетов общей врачебной практики и 5 частных стоматологических клиник (2021).
Хозяйство
Основная отрасль специализации – деревообрабатывающая промышленность. Крупнейшие предприятия – Вельский лесопромышленный комплекс (с 2018 – в структуре Устьянского лесопромышленного комплекса со штаб-квартирой в посёлке городского типа Октябрьский Устьянского муниципального района; пиломатериалы – 290 тыс. м3 и пеллеты – 90 тыс. т в 2021), Вельское лесоперевалочное предприятие (с 2020 – в структуре Производственно-коммерческого предприятия «Титан» со штаб-квартирой в Архангельске; пиломатериалы и железнодорожные шпалы), Вельский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат (с 2007 – в структуре концерна «Россиум» со штаб-квартирой в Москве), «Протон» (пиломатериалы, древесная мука, технологическая стружка и щепа, фанера и древесные плиты). Другие значимые предприятия отрасли: «Вельвуд», «Север-лес» (оба – пиломатериалы).
Работает ряд предприятий пищевой промышленности: Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив «Единство» (2016; переработка и консервирование мяса), «Абсолют-Сервис» (2011; хлеб, мучные и кондитерские изделия), «Пекарня Саврасовых» (2016), «Источник Севера» (1998; розлив минеральной воды).
Действуют организация «Перекат» (штампованные металлические профили), предприятия «Агро Северъ» (азотные удобрения), «Архимед» (фармацевтические субстанции, лекарственные препараты, медицинские материалы) и «Диоксид29» (резиновые шины, покрышки и камеры), компании по производству пластиковых окон «Окна-лайн 2007» и «Окна-лайн Плюс».
Функционирует Вельская газотурбинная теплоэлектростанция (2003; в структуре компании «ГТ Энерго» со штаб-квартирой в Москве; 2 газовые турбины ГТ-009; электрическая мощность 18 МВт, тепловая мощность 40 Гкал/ч), которая является частью изолированной энергосистемы на части территории Архангельской области.
Значимым работодателем для жителей города является Исправительная колония общего режима № 14 (расположена в 5 км к северо-востоку от города в деревне Горка Муравьёвская); в её структуре – промышленное предприятие, основная продукция которого – деревянные катушки для кабелей, срубы из оцилиндрованных брёвен, сувенирные резные изделия из дерева.
Работают отделения федеральных коммерческих банков (Сбербанк, Почта Банк, Московский Индустриальный банк, Россельхозбанк, Совкомбанк), 5 гостиниц, магазины федеральных сетей «Бристоль», «Магнит», «Светофор» и местной сети «Север» (2021).
Окрестности
В 50 км к северу от центра Вельска, в селе Павловское, сохранилось Андричевское кладбище с деревянным ансамблем церкви Святителя Николая Чудотворца (1851–1858) и колокольни (середина 19 в.; реставрирована в 2010–2012).
В 27 км к северо-востоку, в посёлке Погост, – церковь Пророка Илии (1888) Судромского погоста. В 47 км, в деревне Юхнево, – церковь Святителя Николая Чудотворца в русском стиле (1907–1910). В 63 км, в деревне Поречье, – часовня Святого Прокопия Устьянского в русском стиле (последняя четверть 19 в.).
В 39 км к востоку, в деревне Козловская (Борки), – деревянная Ракуло-Кокшеньгская церковь Воскресения Христова (1791; типа «восьмерик на четверике»; реставрирована в 2013–2015).
В 33 км к юго-востоку, в деревне Лиходиевский Погост, – церковь Воскресения Христова (1794; верхняя часть не сохранилась).
В 7,5 км к юго-западу, в деревне Заручевская, расположены барочная церковь Владимирской иконы Божией Матери (1739) и деревянная церковь Святого Иоанна Предтечи (2008–2012). В 20 км к юго-западу, в селе Пежма, – барочная церковь Богоявления Господня (1805–1806; колокольня, 1834, высота 52,5 м). В 24 км, в деревне Семёновская, – деревянная часовня Святых Зосимы и Савватия Соловецких (конец 18 – начало 19 вв.).
В 6 км к западу, в деревне Возгрецовская, сохранился комплекс Ростовского погоста с деревянной церковью Пророка Илии (1753; типа «восьмерик на четверике») и кирпичной барочной церковью Вознесения Господня (1793–1805; классицистическая колокольня, 1-я четверть 19 в.).
В 40 км к северо-западу, в деревне Гридинская, – деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца (1790; реставрирована в 2009–2024).