Валенки у финно-угорских народов
Валенки у финно-угорских народов. Валенки как зимняя обувь были широко распространены и сохраняются поныне среди финно-угорских народов Урало-Поволжья и некоторых групп коми. Название обуви происходит в основном от обозначения шерсти или способа изготовления – катания. Марийцы называют их портышкем; на восточно-марийском пимавуй, потыката, на горно-марийском мижгем; среди удмуртов бытует название гын сапег (также гын, гынката и гындали на диалектах); у мордвы валенки назывались понань кемть, понань камыт, валенкат (также валенцят на эрзянском языке); у коми – гын кӧм, гын сапӧг, катанки, ишим, тюни.
Валяная обувь (валенки) в зависимости от длины голенищ, орнаментации, качества, способа изготовления имела разные варианты и названия. На протяжении 19 в. они оставались дорогой и преимущественно праздничной обувью (часто имелись в количестве только 1–2 пар на семью).
У коми валенки представляли собой низкие валяные ботинки с пришитыми суконными или холщовыми голенищами.
Марийцы. Девушки в традиционной одежде и валенках. Вятская губерния, Российская империя (ныне Россия). 1901. Фото: Константин Сафонов. Агентство финского наследия.Восточные марийцы покупали или заказывали валенки разъезжающим зимой по деревням мастерам-пимокатам. Мужчины носили валенки с длинными голенищами (портышкем, пима), а женщины часто – с короткими голенищами или без голенищ (пимавуй, портышкатя), типа глубоких калош, нередко окрашивая их или украшая лентой и позументом. Среди состоятельных марийцев были популярны узорные, орнаментированные валенки чувар портышкем. Сохранившееся среди восточных марийцев название валенок портышкем, сходное с лугово-марийским, очевидно, свидетельствует о том, что валенки были известны им издавна. Такие виды зимней обуви, как узорные валенки, валенки без голенищ типа войлочных калош, были характерны также для татар. У поволжских марийцев они почти не встречались (Сепеев. 1975. С. 183).
У мордвы (эрзя и мокши) валенки валенкат были зимней обувью. Они проникли в мордовскую деревню в середине 18 в. Их валяли из овечьей шерсти осенней стрижки. Чаще всего они были серые или чёрные, реже – белые. У мордвы, проживавшей на территории современных Татарстана, Башкирии, Оренбургской области, встречались нарядные розовые и красные валенки с узором, т. н. «писаные». Валенки валяли местные и пришлые мастера, последние были по преимуществу русские. Многие мастера приходили из соседних губерний – Нижегородской (Васильсурский и Арзамасский уезды) и Симбирской. Валяльщики-мордвины также уходили на промысел за пределы деревень. На территории Мордовии были и местные центры валяльного производства, среди них – село Андреевка (ныне Большеигнатовский район) (Белицер. 1973. С. 173–174). Сходство в технологии производства валенок у мордвы и русских, употребление одинаковых орудий, одинаково называвшихся на двух языках [струна, лучок, решётка, боёк, или катеринка (катьрка)], свидетельствуют, что техника изготовления валяной обуви была заимствована от русских (Куклин. 1968. С. 242; Белицер. 1973. С. 174).
У удмуртов валенки с высоким голенищем именовались гын сапег. Тонкие и мягкие валенки с высоким голенищем называли чосӥнка, их носили с лаптями и – чаще всего – с калошами. Встречались валенки и с коротким голенищем – гын ката, их чаще всего использовали в качестве домашней обуви и для работы во дворе. У закамских удмуртов короткие валенки нередко зимой надевали поверх кожаных сапожек, так как мягкие кожаные сапожки были домашней обувью (Черных. 2020. С. 346). Узорные валенки с высоким голенищем (белые, орнаментированные преимущественно красными нитками) в начале 20 в. были популярной праздничной валяной обувью среди зажиточных слоёв удмуртской деревни, как и у других народов региона. Русское и татарское население называло их «кукморскими» (от села Кукмор Мамадышского уезда Казанской губернии, ныне город в Татарстане), среди удмуртов Закамья они известны как вышитые валенки сырлам гын сапег (Черных. 2020. С. 346).
Технология и центры производства валенок
Валенки изготавливали из овечьей шерсти белого, серого и чёрного цвета. Овец стригли два раза в год – весной и осенью. На валенки шла шерсть осенней стрижки, поскольку она лучше скатывалась, в отличие от весенней. Валенки у мастеров заказывали из собственной шерсти. Шерсть для валенок использовали без предварительной стирки для лучшего скатывания.
Шерсть вначале сортировали, перебирали и теребили вручную. После того как шерсть разбирали, её чесали и били. Для этого использовали деревянные чесалки (морд. мокш. пона пиксома) – доски с вбитыми в них деревянными или железными гвоздями (Белицер. 1973. С. 17). Применяли самодельные гребни – один клали на скамью, а другой держали за ручку. Шерсть разбивали (взбивали) также с помощью лучка, решётки и бойка. Этот способ использовался пимокатами при домашнем и кустарном производстве. Большие объёмы шерсти для изготовления обуви сельские жители в 20 в. сдавали теребить на шерстобитки (механические, с электроприводом) на специальных пунктах. До 1920-х гг. механические шерстобитки держали и частные лица. Эти этапы подготовки шерсти для изготовления обуви и прядения нитей оставались частью технологического процесса до начала 21 в.
Из инструментов мастера использовали деревянные колодки разного размера (удм. каб, мар. калып), деревянную палку длиной 1,5 м и диаметром 4–5 см (удм. боды), деревянный рубель с ручкой для забивания колодок, железный прут примерно 35 см, деревянный валик с зубьями длиной до 1,5–2 м и диаметром до 12 см для удаления излишков воды и сглаживания войлока на поверхности готового валенка.
На следующем этапе шерсть взвешивали. Многие мастера-пимокаты и на рубеже 20–21 вв. используют старинную меру – фунт (400 г). На изготовление женских валенок идёт 3 фунта (1 кг 200 г), мужских 4–5 фунтов (1 кг 600 г – 2 кг), детских – 2 фунта (800 г). Затем шерсть делят пополам на два валенка (пара).
На первом этапе шерсть раскладывают и валяют всухую. На ровную поверхность (стол, нары) расстилают плотную ткань и раскладывают часть шерсти на один валенок, формируют его основу – обе стороны голенища, ступни и носки. Сверху шерсть присыпают немного мукой и расстилают ещё один слой шерсти. Ткань с разложенной шерстью наматывают на деревянную палку и катают до получения мягкого войлока.
Затем пласт шерсти – плоскую выкройку валенка из голенища с носками, складывают пополам. Для того чтобы половины не слиплись в процессе катания, между ними кладут ткань по форме валенка. Снова небольшими частями кладут шерсть на форму на голенище и носок и, приглаживая руками, катают на ровной поверхности. Валенок на этом этапе сухого катания ещё имеет большой размер, в полтора раза превосходящий итоговый.
На следующем этапе форму смачивают горячей водой, опуская в чугун или котёл. Затем сырую форму снова мнут, катают на ровной поверхности. Войлок скатывается, а форма уменьшается до нужного размера. Готовую форму снова опускают на 5–10 минут в кипяток, затем катают с помощью деревянной и металлической палки.
Скатавшуюся форму надевают на колодки. Вначале закладывают колодки на носок, затем на голенище, плотно их забивая. С помощью колодок-клиньев регулируют ширину голенища. С помощью специальной доски с металлическими набойками войлок сглаживают. Затем валенки сушат в печи, но не в слишком горячей.
Весной валенки мыли и клали на хранение до следующего сезона. С целью защиты от моли их прокладывали ветками пихты, листьями табака или клали табачную пыль.
В середине 19 в. изготовление валяных изделий (шляп, кошовок, рукавиц) и обуви – валенок и войлочных калош – приобрело характер кустарного промысла, ориентированного на продажу. Местные валяльщики и шерстобиты работали в своих избах, а пришлые – на дому у заказчиков. Производства, носившие товарный характер, сами заготавливали сырьё. Помимо ручного труда в конце 19 – начале 20 вв. отдельные мастера использовали механизированные шерстобитки.
В середине 19 – начале 20 вв. удмуртские мастера-кустари участвовали в российских и международных выставках, где их обувь из войлока была отмечена похвальными листами. Как образцовые на выставках среди различных валяных изделий демонстрировались мужские валенки с пятнышками, валяные сапоги, серые дамские калоши и т. д.
По количеству занятых лиц и качеству изготовляемой продукции выделялись некоторые селения Малмыжского и Елабужского уездов Вятской губернии. Далеко за пределами Елабужского уезда, в Москве, Мензелинске, Перми, Архангельске, Саратове, Томске, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде пользовались спросом валенки кустарей села Старые Сарали Трёхсвятской волости (ныне село Бехтерево Елабужского района, Татарстан). Здесь трудились 122 мастера, изготовлявшие до 5 тыс. пар валенок в год. В Малмыжском уезде «катанщики» (130 человек) валенок и шляп сосредоточились в Сизнерской волости (ныне Балтасинский район, Татарстан). На Нижегородской выставке 1890 г. крестьянин К. Фаизов «за удовлетворительную работу и отделку» валяной обуви при сравнительно невысоких ценах был удостоен похвального листа. Чёрные валяные сапоги мастер оформил красными мушками. На Всероссийской выставке в 1902 г. в Петербурге мастера Малмыжского уезда были награждены похвальными листами (Лигенко. 1991. С. 138–139).
Валенки в обрядах и фольклоре финно-угров
У марийцев и удмуртов на Святки гадали, кидая валенок через ворота: куда он падал носком, туда и выходила замуж девушка. У удмуртов считалось, что, если во сне покупаешь валенки, муж будет работящий и любящий.
Стариков у удмуртов нередко хоронили в валенках. Удмуртский жрец туно во время своей ритуальной пляски-камлания надевал валенки даже летом. Среди закамских удмуртов зафиксирован обычай ходить в валенках в «день рождения земли» (второй день после Троицы), считалось, что в это время земля беременна и её нельзя тревожить.
С войлоком и валенками связаны иносказания и разговорная лексика. Удмурты называли гын дурсы (буквально – войлочный кисет/ кошель) лодыря, лентяя, гын йыр (буквально – войлочная голова) – глупого; гын пель (буквально – войлочное ухо), гын тул (буквально – войлочный кол, войлочный клин) – тупого, упрямого человека.
Современное бытование валенок
Валенки традиционной формы и по старой технологии поныне делают отдельные мастера, сохраняются и развиваются небольшие фабрики и производства по изготовлению валенок и современной войлочной обуви на резиновой подошве, включая войлочные суконные боты и сапоги. Среди них – одно из крупных производств в Урало-Поволжье, имеющих исторические корни, – Кукморский валяльно-войлочный комбинат (до 1917 торговый дом «Братья Комаровы»).
В начале 21 в. валенки широко используются в сельской местности как зимняя обувь, в городе чаще в качестве детской обуви или обуви для морозной погоды. Однако и среди взрослого населения вновь заметен спрос на войлочную обувь – валенки традиционной формы и цвета, с вышивкой, декоративной отделкой. Валенки в оттепель и во время работы, чтобы защитить их от сырости и грязи, носят с резиновыми калошами. В 20 в. они имели в основном чёрный цвет, а в 21 в. широко распространились прозрачные калоши.
В Поволжье, в частности в Удмуртии, развивается хоккей на валенках и проходит игра «Хоккейно-валеночной лиги» – популяризирующий обувь и распространённый прежде вид отдыха и развлечений. В Удмуртии находится Музей-галерея войлока и текстиля Александра Пилина (село Бураново Малопургинского района). Он знакомит с традиционной обувью и современными авторскими разработками войлочной обуви.
19 декабря 2020 г. в г. Кудымкар состоялся фестиваль-конкурс «Уральский валенок», направленный на сохранение коми-пермяцких ремёсел, включая изготовление валенок.