Тормоз
То́рмоз (от греческого τόρμος – отверстие для вставки гвоздя, задерживающего вращение колеса), устройство для уменьшения скорости или полной остановки машины (механизма), а также для удержания груза в подвешенном состоянии (в подъёмно-транспортных машинах). На транспортных машинах применяют тормоза: колодочные (тормозные колодки прижимаются к поверхности колеса, вращающегося вала или специального тормозного барабана либо диска), которые используются в автомобилях, железнодорожных вагонах, локомотивах и др.; дисковые (момент трения создаётся в результате прижатия дисков, укреплённых на вращающемся валу к неподвижным дискам), которые устанавливаются в механизмах транспортных машин, металлообрабатывающих станков; ленточные (гибкие ленты из фрикционного материала охватывают вал или барабан, сила трения возрастает с увеличением угла охвата), которые применяются в основном в подъёмно-транспортных машинах. Привод тормоза бывает механический, гидравлический, пневматический и электрический (электромагнитный, индукционный и др.). На легковых автомобилях в основном используют гидравлический привод, на грузовых – пневматический и комбинированный. Для уменьшения прикладываемого усилия на педаль тормоза устанавливается вакуумный или пневматический усилитель тормозов. Для удержания транспортного средства неподвижно на дороге, а также предотвращения скатывания назад при старте на подъёме используется стояночный тормоз. В механизмах подъёмно-транспортных машин (например, в лебёдках, эскалаторах) применяют грузоупорные тормоза, в которых торможение происходит под действием нагрузки от транспортируемого груза (тормоза с храповым механизмом и др.). Применяют также электрическое торможение (путём изменения режима работы двигателя) и аэродинамическое торможение (например, торможение летательных аппаратов с помощью специальных парашютов).