Промышленный транспорт
Промы́шленный тра́нспорт, транспортные средства, предназначенные для обслуживания производственных процессов, перемещения топлива, сырья, полуфабрикатов, оборудования, готовой продукции и отходов производства; часть инфраструктуры предприятия. По функциональному назначению подразделяется на внутрипроизводственный, обеспечивающий внутрицеховые и внутризаводские перевозки, и внешний, осуществляющий доставку грузов и вывоз готовой продукции для передачи на магистральный транспорт. Обслуживает промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты строительства, учреждения и организации внутри этих предприятий. В комплекс промышленного транспорта входит транспорт периодического (железнодорожный, водный, автомобильный, монорельсовый, напольный безрельсовый и др.) и непрерывного (конвейерный, трубопроводный, канатно-подвесной) действия, а также механизмы и сооружения промышленных предприятий, обеспечивающие работу промышленного транспорта, например подъёмно-транспортные и погрузочно-разгрузочные машины, в том числе грузоподъёмные краны, пневмоперегружатели, транспортные здания (депо, гаражи, ремонтные мастерские) и сооружения (пути, дороги, причалы, эстакады, галереи и др.).
На железнодорожном промышленном транспорте применяются тепловозы, электровозы (в т. ч. с автономными источниками питания), тяговые агрегаты (двух- или трёхсекционные локомотивы, состоящие из электровоза управления и одного-двух вагонов-самосвалов); для перевозки грузов используют грузовые вагоны, в т. ч. платформы, думпкары, хопперы, цистерны. Водный промышленный транспорт представлен грузовыми судами, автомобильный – грузовыми автомобилями. В различных отраслях промышленности на предприятиях для внутренних и внешних перевозок используются также колёсные и гусеничные тракторные самосвалы, грузовые троллейвозы, трейлеры и пр. Монорельсовый транспорт (электрические тали, подвесные электротягачи и электротележки) применяется главным образом в качестве внутри- и межцехового промышленного транспорта; напольный безрельсовый транспорт используют в качестве внутрицехового (электрокары, электропогрузчики, напольные штабелёры) и межцехового (автопогрузчики, авто- и электротягачи с прицепными тележками). Непрерывный транспорт используется для внутренних и внешних перевозок грузов; например, канатно-подвесной доставляет полезные ископаемые от мест добычи к пунктам потребления или передачи на другие виды транспорта, а пустую породу в отвал; пневматический предназначен для транспортировки на небольшие расстояния пылевидных, зернистых и мелкокусковых грузов с помощью воздуха или другого газа; гидравлический перемещает грузы (уголь, глину, концентраты, песок) из шахт и карьеров в виде гидросмеси (пульпы) в трубопроводах на обогатительные фабрики или перерабатывающие предприятия и затем на другие предприятия для дальнейшего производства, утилизации или на строительные объекты.
Выбор вида промышленного транспорта производится на основе технико-экономических расчётов в зависимости от грузопотока, дальности перевозок, рельефа местности и пр.