«V – значит Вендетта» (фильм)
«V – зна́чит Венде́тта» (англ. «V for Vendetta»), фильм-антиутопия 2005 г. Дебютная полнометражная картина режиссёра Дж. Мактига. Сценарий картины написан братьями Ларри и Энди Вачовски по мотивам графического романа 1980-х гг. «V – значит Вендетта» А. Мура и Д. Ллойда. Действие фильма разворачивается в недалёком будущем, когда власть в Великобритании захватывает фашистская партия. В центре повествования – революционер Ви (Х. Уивинг), борец за свободу, стремящийся разрушить тоталитарный режим. Ему помогает Иви Хеммонд (Н. Портман) – молодая женщина, спасённая Ви от насилия. Фильм имел значительный коммерческий успех и собрал преимущественно положительные отзывы критиков. Благодаря повышенному вниманию со стороны политических активистов, выступающих за социальную справедливость, картина получила статус культовой (Olson. 2018. P. 250–253).
Комикс привлёк внимание братьев Вачовски ещё в 1980-х гг., но реализовать проект по его экранизации удалось только в начале 21 в., после террористического акта 11 сентября 2001 г. К этому моменту рефлексия над угрозами «холодной войны», лежащая в основании истории Мура, потеряла своё политическое значение. Вачовски пришлось придать истории актуальность.
Производство фильма началось 7 марта 2005 г. Ознакомившись с готовым сценарием, Мур подверг его резкой критике и попросил студию Warner Bros. удалить его имя из титров. По его мнению, картина, вместо того чтобы обращаться непосредственно к проблемам, беспокоящим жителей США, представала политической притчей, уходящей от прямого противопоставления анархии и фашизма и подменяющей его борьбой за абстрактную свободу против авторитаризма.
Процесс съёмок сопровождался сложностями. Через 6 недель после начала съёмок актёр Дж. Пьюрфой, который должен был сыграть главную роль, отказался от участия в постановке. Пьюрфоя заменил Уивинг. Вскоре в прессу просочились слухи, что сын бывшего премьер-министра Великобритании Т. Блэра Юэн, присутствовавший на съёмочной площадке, помог постановщикам получить разрешение для съёмок Вестминстерского дворца и Биг-Бена. Съёмки фильма были завершены 9 июня 2005 г. Картина вышла в прокат 17 марта 2006 г., став лидером кассовых сборов в Соединённых Штатах.
Фильм «V – значит Вендетта» за 9 месяцев проката собрал более 130 млн долл. по всему миру. Картина получила в основном положительные отзывы критиков. Одни приветствовали её как зрелищную и увлекательную, другие отвергали за слабость политических аллегорий и вычурный визуальный стиль. За несколько лет, прошедших с момента выхода фильма, он вдохновил политических активистов по всему миру, сделав маску Гая Фокса символом протестных движений. Среди поклонников ленты сложилась неформальная традиция пересматривать её раз в год – 5 ноября, в официальную годовщину Порохового заговора 1605 г. в Англии, участником которого был Г. Фокс.
Как в комиксе, так и в фильме показана страна, пострадавшая от разрушительной войны, власть в которой захватила фашистская партия. Сформировавшееся правое правительство начинает репрессии против «других» – тех, кто не вписывается в нормативное представление о законопослушном гражданине. Арестованных отправляют в концентрационные лагеря, где после проведения над ними медицинских опытов казнят. Репрезентируя военные объекты правительства, постановщики проводят параллели с аналогичными объектами США, такими, например, как тюрьма в заливе Гуантанамо для обвинённых в терроризме.
В экранизации правительство выглядит более зловещим, нежели в романе. Диктатор Адам Сатлер (Дж. Хёрт) никогда не появляется на публике вживую: его образ транслирует множество экранов, из-за чего создаётся впечатление безграничной власти и контроля. В отличие от Адама Сьюзена из комикса Сатлер не имеет индивидуальных психологических характеристик и представляет собой стереотипный образ авторитарного правителя.
Осознав мощный критический потенциал, заложенный в неоднозначной системе репрезентаций оригинального произведения, Мактиг, работавший с Вачовски над трилогией «Матрица», предложил использовать философию постмодерна для анализа нового политического контекста (Call. 2008. P. 165–166). Если роман Мура и Ллойда опирался на классические представления об анархии и фашизме как социальных системах, то фильм предложил их постмодернистское осмысление, показав, что разница между ними заключается прежде всего в подходе к смыслам и символам, образующим культурную матрицу общества. Поэтому средства массовой информации, ставшие основным источником формирования представлений в обществе, играют решающую роль в политической борьбе.
Свою политическую философию авторы фильма формулируют устами Ви во время его телевизионного выступления. «Хотя вместо беседы можно использовать дубинку, слова никогда не потеряют свою силу. Слова передают смысл и возвещают истину тем, кто им внимает», – сообщает зрителям главный герой картины. По его мнению, слова предлагают не сам смысл, а только средства для его достижения. Благодаря этому свойству языка смысл создаётся людьми самостоятельно. В качестве важного политического акта Ви предлагает зрителям переосмыслить поступок Гая Фокса, увидев в нём напоминание о том, что «честность, справедливость и свобода – это не просто слова, но и перспективы». В этом месте своей речи Ви, вслед за философами-постмодернистами, отказывается от трансляции абсолютной истины. Вместо неё он открывает людям возможность присоединиться к празднованию годовщины смерти Гая Фокса так, чтобы каждый мог отстоять своё понимание озвученных им ценностей. Перспективизм Ви предполагает множество точек зрения на то, как могут быть достигнуты прогрессивные общественные изменения.
Авторы фильма в своей критике современной американской политики, взявшей курс на «войну с террором», опираются на абсурдистский ситуационизм – учение французских радикалов, согласно которому современный мир состоит из множества зрелищ, заменяющих собой объективную реальность. Чтобы реальность снова стала видимой и волнующей, надо сломать логику зрелища, нарушив правила его функционирования. Так, в эфире своей юмористической передачи на государственном телевидении персонаж Гордон Дитрих (С. Фрай) показывает Ви как злого клона фашистского диктатора Адама Сатлера. Во время этой сцены клоны начинают гоняться друг за другом по сцене под музыку из «Шоу Бенни Хилла», десакрализируя образ власти и вызывая смех у огромного числа зрителей. С помощью фигуры Дитриха создатели картины показывают, как телевизионные технологии могут влиять на формирование представлений о тех или иных общественных явлениях. Дома телеведущий ведёт себя ещё более радикально. В его секретном подвале, где он хранит запрещённые произведения искусства, находится картина под названием «Боже, храни королеву», на которой изображено лицо Сатлера вместо портрета английской королевы. Дерзкий коллаж отсылает к дизайну обложки одноимённого сингла панк-группы Sex Pistols, вышедшего в 1977 г. и ставшего лидером британских чартов.
Экранизация комикса показывает пластичность и неоднозначность политической символики как таковой. Символы, распространяясь в определённых значениях в качестве вируса или мема по медиапространству, способны перестраивать культуру восприятия событий и явлений общественной жизни, тем самым приближая политические изменения. Эта мысль наиболее выразительно представлена в сцене поцелуя Иви и Ви. Прикасаясь губами к пластиковой маске, девушка демонстрирует свою любовь к идее и влечение к её творческой силе.
В отличие от литературного первоисточника, в фильме Ви и Иви удаётся вдохновить нацию на решительные действия. Картина заканчивается патриотическим и радостным единением освобождённого народа. Ви Мура и Ллойда никогда не заходит так далеко. Он надеется только запустить революционный процесс и найти человека, способного продолжить борьбу за достижение анархистского идеала.