Управляемость (в менеджменте)
Управля́емость, в контексте менеджмента – реакция подчинённого, группы сотрудников, коллектива на воздействие со стороны менеджера или системы управления в целом.
Проблема управляемости возникает при попытке реализации власти неадекватным для объекта управления способом – неадекватными конкретной ситуации силой (объёмом) или характером (методами воздействия) власти. Управляемость подчинённых/группы зависит от их реакции на посыл управляющего:
бездействие/противодействие по отношению к поставленной задаче. В этом случае наблюдается скрытый или явный саботаж, сопровождающийся потерей управляемости;
восприимчивое инициативное действие. Человек соглашается на предложенный управляющим посыл и вкладывает в его реализацию собственные силы и ресурсы, даже сверх требуемых.
Выделяется ряд факторов, влияющих на управляемость.
Степень участия подчинённых в управлении процессом (в принятии решений, возможности реализации собственных инициатив на микро- и макроуровнях компании и др.).
Качество управленческих решений (степень их соответствия текущей повестке дня компании).
Общий квалификационный и профессиональный уровень персонала (например, согласно теории Д. Макгрегора, руководители, для которых характерен авторитарный стиль управления, воспринимают сотрудников как людей, избегающих ответственности и неспособных принимать решения, вследствие чего те должны находиться под строгим контролем и постоянным наблюдением со стороны менеджеров). Управление с помощью авторитарных методов, как правило, приводит к низкой норме управляемости компании, поскольку работники, находящиеся в такой системе, теряют инициативность и становятся менее восприимчивыми к новым идеям.
Неверно поставленная, т. е. не соответствующая SMART цель управления, где SMART представляет собой распространённую систему постановки цели в бизнесе, согласно которой цель должна быть конкретной (Specific), измеримой (Measurable), достижимой (Achievable), релевантной (Relevant) и измеримой во времени (Time-bound) (Стредвик. 2003. С. 88–89).
Соответствие типа управления текущей ситуации в компании.
Достаточность полномочий менеджера для принятия тех или иных управленческих решений.
Авторитет менеджера в том коллективе (подсистеме), которым(ой) он управляет.
Наличие соответствующей социально-психологической атмосферы, препятствующей или способствующей реализации управленческого решения.
Влияние внешней среды на деятельность компании.
Вместе с тем в практике и теории бизнеса существуют системы с иным (относительно методов мотивации труда и стиля руководства) типом управления – самоуправляемые. Их управляемость строится на максимальной адаптивности системы и каждого её участника в отдельности к изменениям среды при крайне высокой осознанности членов организации. В подобных организациях внедрена фрактальная модель организационного поведения. Такие системы считаются самоуправляемыми благодаря их свойству изменять свою внутреннюю структуру в зависимости от поставленной задачи. Для большинства организаций традиционного типа это невозможно, т. к. классический менеджмент основан на управлении статическими состояниями.