Тунис. История. История от протектората до современности
Исто́рия Туни́са от протектора́та до совреме́нности, история Тунисской республики, государства в Северной Африке, с конца 19 в. до периода современности.
«Тунисское регентство» под французским протекторатом (1880-е – начало 1950-х гг.)
На Берлинском конгрессе 1878 г. Б. Дизраэли и Р. Гаскойн-Сесил от лица Британской и О. фон Бисмарк от лица Германской империи предоставили французскому правительству П. де Мак-Магона – Ж. Греви свободу действий в Тунисском бейлике. В дипломатическом противостоянии 1879–1880 гг. Франция имела перевес над Италией, хотя итальянцы составляли самую многочисленную диаспору в бейлике, а итальянский капитал выкупил проведённую британцами железнодорожную ветку между городами Тунисом и Гулеттой. Войска, направленные по распоряжению кабинета Ж. Ферри, оккупировали «регентство» и навязали бею Мухаммаду ас-Садику Бардоский договор 1881 г.
Отныне почти все назначения на должности утверждались министром-резидентом и несколькими приставленными к нему чиновниками, представлявшими французскую Третью республику, которая получила право разместить на тунисской территории (за собственные средства) армейский корпус в 11 тыс. человек и исключительное полномочие руководить погашением тунисского долга. Эти условия вызвали восстание, возглавленное каидом Али бен Халифой и охватившее половину страны (Кайруан, Сфакс, Габес и др.): в центральных районах сопротивление продлилось до ноября 1881 г., в южных – до конца 1882 г.
В 1883 г., согласно конвенциям Ла Марса (Эль-Марсские конвенции), контроль над Тунисом перешёл к генеральному резиденту и колониальным службам Франции, а власть бея и его дивана сохранялась лишь номинально. После отмены в 1884 г. консульской юрисдикции, в 1885 г. Великобритания, а затем и другие державы отказались от собственных дипломатических представительств в Тунисе; последней стала Италия, окончательно признавшая французский протекторат над Тунисом только в 1896 г. В 1895 г. Бизерта перешла под контроль военно-морского флота Франции. Правительство османского султана Абдул-Хамида II, поначалу выступавшее против узурпации своих верховных прав на бейлик, с 1892 г. признало свершившийся факт и приступило к размежеванию новой границы в Африке.
С большим притоком переселенцев, преимущественно из Италии и Франции (около 19 тыс. в 1881, около 160 тыс. в 1921, около 240 тыс. в 1946), в руки европейцев перешло около 1 млн га наиболее плодородных земель в Тунисе. Банки, транспорт, большинство промышленных предприятий и сельскохозяйственных ферм контролировались французским капиталом. Доминирование иностранного предпринимательства в ключевых секторах тунисской экономики привело к тому, что, наряду с традиционным, возник колониальный сектор. Колонисты развивали фермерское хозяйство, горнодобывающую промышленность и инфраструктуру. Национальная буржуазия формировалась на базе мелкого предпринимательства в сфере переработки сельскохозяйственного сырья.
С 1884 г. в Тунисе шли выступления против западного господства. В 1896 г. возникли первые националистические общества и кружки «младотунисцев». В июне 1902 г., при восхождении на престол Сиди Мухаммада аль-Хади, цивильный лист бея и коронные владения перешли в ведение французского администратора. В 1904–1905 гг. тунисский юг, пострадавший от периодов голода и бескормицы, охватили волнения, получившие религиозную окраску. В 1905 г. была основана Республиканская партия (с участием французских поселенцев), от которой в 1907 г. отделилась требовавшая самоуправления Туниса Эволюционистская партия во главе с Али Баш-Хамбой и Абд аль-Азизом Таальби. На волне антифранцузских выступлений 1906–1911 гг. в городах с 1909 г. сформировалось движение «Молодой Тунис», которое в конце 1911 – начале 1912 гг. вступило в прямую конфронтацию с армией и полицией. В 1914–1918 гг. Али Баш-Хамба предпринял несколько неудачных попыток поднять восстание (самая значительная – в 1915–1916, на юге страны).
После Первой мировой войны наследником «младотунисцев» во главе национального движения стала партия «Дустур», требовавшая уравнения мусульманского населения в правах с французами. Французские власти пошли на уступки, издав в июле 1922 г. серию декретов, согласно которым при правительстве протектората учреждался совещательный орган – Большой тунисский совет, а также советы областей и советы каидов. В 1924 г. в Тунисе, Сфаксе и Бизерте состоялись крупные забастовки.
Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. резко усугубил положение в Тунисе: сократилась добыча фосфоритов, железа, свинца; закрылись многие шахты и заводы, выросла безработица, а падение цен на сельхозпродукцию толкало крестьян к разорению. Ширящееся недовольство режимом протектората привело к консолидации движений партийного типа. В 1934 г. бывший член «Дустура» Хабиб Бургиба основал левонационалистическую партию «Новый Дустур» (НД), которая быстро приобрела популярность. Дальнейшему успеху «новых дустуровцев» способствовала победа Народного фронта во Франции (1936) и активизация рабочего движения в Тунисе. Укрепление позиций правых сил в метрополии в 1938 г. обусловило возобновление репрессий: в апреле массовые волнения были жёстко подавлены, «Новый Дустур» был запрещён, его лидеры – арестованы, как и руководство Тунисской коммунистической партии (ТКП, организационно оформилась на 1-м съезде в 1939).
С лета 1940 г. Тунис был под контролем правительства «Виши», которое в конце года приостановило деятельность Большого совета. В феврале – марте 1942 г. по результатам судебного процесса над руководством ТКП в Бизерте ряд её активистов был приговорён к смерти или каторжным работам. В ноябре 1942 г. Тунис был оккупирован силами Пакта трёх держав. Тем не менее коммунисты продолжили действовать в рамках подпольных групп движения Сопротивления на оккупированной территории и среди солдат на фронте. Окружение бея Мухаммада аль-Мунсифа (1942–1943) сформировало националистический кабинет Мухаммада Шеника, который пытался действовать независимо, но после изгнания в мае 1943 г. итало-германских войск администрация протектората возвела на трон брата Мухаммада аль-Мунсифа, Мухаммада аль-Амина, восстановив довоенные порядки. Под давлением демократического движения во Франции по окончании Второй мировой войны был проведён ряд реформ. В 1945 г. некоторые технические ведомства, находившиеся под французским управлением, реорганизованы в министерства (труда, торговли, сельского хозяйства, здравоохранения). В 1946 г. введена конституция, объявлявшая о создании Французского союза, в который Тунис включался как «ассоциированное государство». В 1947 г. образован совет министров из членов-тунисцев и директоров-французов, а ряд вопросов передан в ведение бейского правительства.
Победа антигитлеровской коалиции создала благоприятные условия для развития национально-освободительного движения. С 1946 г. с НД сотрудничали крупнейшие профобъединения, находившиеся под влиянием коммунистов, Всеобщий союз тунисских трудящихся (ВСТТ – член Международной конфедерации свободных профсоюзов, глава – Фархат Хашед) и Тунисский союз промышленности, торговли и ремесла, которые в 1947–1948 гг. возглавили крупномасштабные выступления рабочих и средних городских слоёв. ВСТТ, состоявшая исключительно из мусульман, противопоставляла себя Объединению профсоюзов трудящихся Туниса, образованному в 1946 г. на основе отделения Всеобщей конфедерации труда в стране. В августе 1946 г. ТКП опубликовала программу, требовавшую упразднения протектората, а Национальный конгресс, созванный по инициативе НД, принял Декларацию независимости Туниса.
В 1951 г. состав совета министров был изменён в пользу расширения представительства тунисцев. В январе 1952 г. в городских округах были учреждены представительные ассамблеи, однако одновременно с этим начались массовые аресты среди руководителей ТКП, профсоюзов и прочих национальных организаций. После провала переговоров Хабиба Бургибы с кабинетом А. Пине о предоставлении Тунису независимости НД приступил к рекрутированию в Тунисскую армию освобождения. В декабре убийство Фархата Хашеда послужило сигналом для начала массовых выступлений: забастовки и невооружённые акции в городах, которые подавлялись с применением танков и самолётов, сочетались с действиями партизанских отрядов в сельской местности.
В 1954 г. Франция в переговорах с членами НД признала автономию Туниса. В июне 1955 г. в Париже были подписаны конвенции, передававшие управление Туниса национальному правительству Тахира бен Аммара (с участием НД). Дальнейший кризис Французской колониальной империи заставил кабинет Г. Молле возобновить переговорный процесс и подписать в марте 1956 г. протокол о признании независимости Туниса. Тогда же прошли выборы в Национальное учредительное собрание (НУС), где все 98 мест занял Национальный фронт во главе с НД. После установления дипломатических отношений с Францией, СССР и другими странами было учреждено внешнеполитическое ведомство Туниса. В апреле 1956 г. лидер НД Хабиб Бургиба, ставший председателем НУС, покинул этот пост, чтобы сформировать правительство. В июне – августе созданы армия и служба безопасности Туниса, принят Кодекс гражданского состояния, проведены административные и судебные реформы. В ноябре Тунис присоединился к ООН.
Тунисская Республика (с середины 1950-х гг.)
Первые шаги независимого правительства были направлены на создание национальной государственности с постепенным вытеснением иностранных кадров из всех отраслей. За 1956–1958 гг. было заменено 2/3 госслужащих. В июле 1957 г. низложен Мухаммад аль-Амин-бей и провозглашена республика, президентом которой НУС избрало Бургибу; в том же году издан закон, предусматривающий передачу общинных земель в частную собственность. Параллельно, в 1956 г., правительство начало секуляризацию вакфов (в Тунисе – хабусы), в ходе которой суды и образовательные учреждения перешли из ведения улама (улемов) под контроль светских властей.
Экспроприация имений бейской династии, «чрезвычайные законы» против лиц, сотрудничавших с колонизаторами (1957), и судебные процессы над коллаборационистами (1958) передали государству имущество более 200 семей крупнейших латифундистов и предпринимателей (земля, предприятия, торговые дома, ценные бумаги). В 1958 г. началась аграрная реформа в долине нижней Меджерды (главный земледельческий район страны), ограничившая размер частного землевладения 50 га. В том же году Национальный плановый совет приступил к выработке новой экономической политики; был учреждён Центральный эмиссионный банк Туниса и проведена денежная реформа: в обращение выпущена национальная валюта – динар. Было введено обязательное бесплатное школьное обучение.
Принятая в июне 1959 г. конституция Туниса декларировала основные политические права и свободы, хотя уже в конце 1950-х гг. НД, стремясь монополизировать власть, подавил внутрипартийную оппозицию и добился полной подконтрольности профсоюзов. В 1956–1961 гг. были национализированы горнодобывающая, энергетическая и частично обрабатывающая промышленность. Были приняты законы о торговле (1959), морской торговле (1962), тунисском гражданстве (1963), полной ликвидации иностранных землевладений (май 1964). Под контроль государства перешли основные банковские операции, железнодорожный и междугородный автотранспорт, производство электроэнергии и газа, городские коммунальные хозяйства, образовавшие базу для мощного госсектора. Максимальная площадь частных земельных владений всё более ограничивалась, земли колонистов выкупались и частично распределялись среди крестьян, частично переходили в собственность государства. В октябре 1963 г. последние солдаты французской Пятой республики покинули территорию Туниса. В том же году Тунис стал одним из государств – основателей Организации африканского единства (ОАЕ, ныне Африканский союз).
В 1960–1961 гг. правительство провозгласило курс на постепенную деколонизацию экономики и повышение уровня жизни населения, с ориентацией на поощрение национального бизнеса и достижение большей независимости от Франции. В 1962 г. Национальный плановый совет под председательством Ахмада бен Салаха разработал программу «Десятилетние перспективы развития», исходившую из концепции «дустуровского социализма» (сформулирована в резолюциях 7-го съезда НД, принявшего новое имя – Социалистическая дустуровская партия, СДП, 1964), провозгласившего фундаментальным принципом сотрудничество государственного, кооперативного и частного секторов. Последовавший «эксперимент Бен Салаха» характеризовался введением планирования, огосударствлением экономики, ускоренными темпами кооперирования крестьян, конфискацией оставшихся земель французских колонистов.
В соответствии с планом создавались новые отрасли промышленности: химическая, чёрная металлургия, добыча и переработка нефти, машиностроение, электроника. Было построено несколько текстильных фабрик, велось жилищное строительство. Однако жизненный уровень населения практически не повышался, а принудительные меры по созданию кооперативов вызывали широкое недовольство, иногда – силовое сопротивление. Тунисские власти ограничили право на проведение забастовок и активно подавляли протесты студентов, шедшие до 1968 г.
Наиболее интенсивно развивались образование и культура. В 1960 г. открыт Тунисский университет. В 1961 г. создан Национальный ансамбль народного танца, в октябре 1983 г. – Национальный театр; поощрялись изобразительное и словесное искусство (Союз тунисских писателей, с 1971).
На социально-экономическое развитие Туниса по-прежнему оказывал значительное воздействие западный капитал (США, Франции, Великобритании, ФРГ). К 1966 г. правительство, чтобы привлечь инвестиции, присоединилось к Международной конвенции стран – участниц Международного Банка реконструкции и развития (МБРР) о гарантиях частным иностранным вкладчикам и заключило соглашения аналогичного содержания со Швейцарией и монархиями Бенилюкса. Только американские капиталовложения, кредиты и другие виды помощи оценивались на 1967 г. более чем в 500 млн долл. В 1969 г. МБРР и другие международные кредитные учреждения напрямую вмешались в проведение аграрных преобразований. Аграрные и торговые кооперативы были распущены, многие промышленные предприятия – приватизированы.
Во внешней политике Тунис придерживался позитивного нейтралитета и неприсоединения к блокам; выступал за мирное сосуществование между государствами с различным социальным строем, развитие дружественных отношений, магрибинскую интеграцию. Тунис до 1961 г. не участвовал в работе Лиги арабских государств (ЛАГ) из-за разногласий Бургибы с президентом Объединённой Арабской Республики Гамалем Абдель Насером и впоследствии, придерживаясь умеренной позиции в вопросе арабского единства, в 1965–1967 и 1968–1970 гг. бойкотировал её, призывая к поиску путей примирения с Израилем. Вместе с тем Тунис неоднократно заявлял о необходимости урегулирования Ближневосточного конфликта на основе резолюции ООН от 29 ноября 1947 г. о Палестине и удовлетворения национальных прав палестинцев. В 1970-х гг. Тунис всё решительнее выступал на стороне палестинского движения: в 1982–1993 гг. в его столице размещалась штаб-квартира Организации освобождения Палестины. В 1979 г., после Кэмп-Дэвидских соглашений, сюда из Каира переехала штаб-квартира ЛАГ.
Особое внимание уделялось безопасности средиземноморского бассейна (принцип сформулирован на 4-й конференции Движения неприсоединения в Алжире, 1973) и тесному взаимодействию между арабским миром и Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). С 1969 г. Тунис заключил с ЕЭС 5-летнее соглашение об ассоциации, в 1976 г. стал его ассоциированным членом. За 1967–1972 гг. государственный долг вырос в 2,5 раза. План экономического развития на 1973–1976 гг. учитывал преимущественное развитие частного предпринимательства в промышленности и сельском хозяйстве в расчёте на широкое привлечение иностранного капитала; ту же цель преследовал закон о капиталовложениях 1972 г.
Весной 1980 г. Хабиб Бургиба перешёл к политике общенационального согласия. 11-й съезд СДП в апреле 1980 г. ознаменовал умеренную демократизацию: в июле 1981 г. был снят запрет на деятельность ТКП, а оппозиционные кандидаты допущены к участию в парламентских выборах в ноябре. Легализовав умеренную оппозицию [Движение демократов-социалистов (ДДС) и Партию народного единства (ПНЕ)], в 1983 г. власти Туниса надеялись ослабить растущую популярность исламистов.
В начале 1980-х гг. падение мировых цен на нефть породило серьёзные экономические трудности, рост безработицы и инфляцию. Осенью 1987 г. в результате конституционного переворота к власти в Тунисе пришёл Зин аль-Абидин бен Али, преобразовавший СДП в Демократическое конституционное объединение (ДКО). Делая упор на развитие отношений с арабским миром, он выступил в 1989 г. инициатором создания Союза арабского Магриба, а во время Кувейтского кризиса 1990–1991 гг. не поддержал интервенцию США в Ирак (в то же время, в 1990, восстановил дипломатические отношения с Ираном). В экономике реформы проводились в рамках плана «оздоровления», при участии Международного валютного фонда и МБРР. Религиозная оппозиция продолжала свою активность во главе с Исламским течением [с 1989 – Партия возрождения («Ан-Нахда», с араб. النهضة – подъём)]. После столкновений с армией и полицией в начале 1992 г. руководство течения оказалось под арестом и на политических процессах весной – летом получило суровые приговоры.
В конце 1990-х гг. ситуация в Тунисе обострилась. Международные правозащитные круги критиковали отсутствие свободы слова и наличие большого числа политзаключённых. Протесты профсоюзов и правозащитников подавлялись. Запрещалось даже распространение иностранных газет с сообщениями о пытках и избиениях на допросах в тунисских органах безопасности. В июле 1999 г. всё руководство Коммунистической партии рабочих Туниса было приговорено к многолетним срокам тюремного заключения. На парламентских выборах в октябре допущено расширение представительства легальной оппозиции до 34 мест – всего участвовали 7 партий и 10 независимых списков. Хотя на президентских выборах впервые выдвигались альтернативные кандидаты, Зин аль-Абидин бен Али был избран на новый срок (99,4 % голосов). В ноябре он помиловал 3 тыс. заключённых, включая 600 членов «Партии возрождения» и коммунистов.
Несмотря на протесты Франции, Тунис ускорил кампанию по арабизации официальных учреждений и документооборота, с января 2000 г. полностью переведя делопроизводство на арабский язык. В мае 2002 г. референдум о продлении сроков президентства позволил Бен Али выставить свою кандидатуру на выборах в октябре 2004 г., на которых он вновь набрал более 94 % голосов.
В декабре 2010 г. возобновились выступления против массовой безработицы и обнищания, коррупции правящей бюрократии, засилья президентского клана в госаппарате и экономике. Их символом стала череда демонстративных самоубийств, вызванных произволом властей. Среди вышедших на улицы значительную долю составляла молодёжь, координировавшая свои демарши через социальные сети. В дальнейшем протесты распространились на территории других арабских государств и получили название «Арабская весна».
В январе 2011 г. Бен Али, вместе с ближайшими соратниками и высокопоставленными чиновниками, бежал в Саудовскую Аравию. Конституционный совет лишил его должности, военный трибунал неоднократно заочно приговаривал к тюремным срокам. Функции главы государства временно принял на себя Мухаммад аль-Ганнуши. После того как он встал во главе правительства национального единства, временным президентом был назначен председатель палаты представителей Фуад аль-Мебазза.
В октябре 2011 г. прошли первые после свержения Бен Али парламентские выборы – в Национальный учредительный совет. За «Ан-Нахду» (лидер – Рашид аль-Ганнуши) проголосовало большинство избирателей (38,9 %), и она, получив 89 мест из 217, вошла в коалицию вместе с Республиканским конгрессом и «Ат-Такатуль» (Демократический блок за труд и свободу).
Переходное правительство возглавил Хамади Джебали («Ан-Нахда»), временным президентом назначен аль-Мунсиф аль-Марзуки (лидер партии «Республиканский конгресс»), спикером – Мустафа бен Джафар (лидер «Ат-Такатуль»). В качестве основных задач новый кабинет назвал восстановление экономики, создание рабочих мест и решение социальных вопросов. Летом 2013 г. Всеобщая тунисская конфедерация труда, Тунисская конфедерация промышленности, торговли и ремесленничества, Тунисская лига по защите прав человека и Национальный ордер адвокатов Туниса объединились в Квартет национального диалога (удостоен Нобелевской премии мира 2015).
В январе 2014 г. была принята новая конституция, а на выборах в новый парламент – Ассамблею народных представителей – в октябре победу одержала партия «Нида Тунис» (араб. نداء تونس – призыв Туниса), лидер которой, Мухаммад аль-Баджи Каид ас-Себси, в декабре победил и на выборах президента. Поскольку распределение мест в парламенте (из 217 – 86 у «Нида Тунис», 69 у «Ан-Нахды») исключало формирование правительства большинства, «Нида» и «Ан-Нахда» договорились о создании кабинета национального единства.
В июле 2016 г. парламент распустил кабинет Хабиба ас-Сида и назначил премьер-министром Юсуфа аш-Шахида, который в конце 2017 г., под давлением международных инстанций, принял ряд мер по сокращению торгового дефицита и привлечению иностранных инвестиций, включавших в себя повышение налогообложения и цен на товары первой необходимости. После широкомасштабных протестов в январе 2018 г. большинство в «Нида» призвало к отставке Юсуфа аш-Шахида, но «Ан-Нахда» высказалась в его поддержку.
В июле 2019 г. Каид ас-Себси скончался. «Ан-Нахда» выдвинула на посты премьера и президента кандидатуры своих лидеров, Рашида аль-Ганнуши и Абд аль-Фаттаха Моро. В сентябре 2019 г., обойдя своего главного соперника – медиамагната Набиля Каруи, победу на президентских выборах одержал профессор юриспруденции Кайс Саид. Парламентские выборы выиграли партии «Ан-Нахда» и учреждённая Набилем Каруи – «Кальб Тунис» (араб. قلب تونس – сердце Туниса). С 2021 г. должность премьер-министра впервые в истории арабских стран заняла женщина – Наджла Буден Ромдан. Кайс Саид, распустив Ассамблею народных представителей, вынудил Абд аль-Фаттаха Моро уйти из политики и арестовал Рашида аль-Ганнуши, чем ограничил влияние исламистов в органах власти, начал подготовку к конституционной реформе, сосредоточив в своих руках бо́льшую часть исполнительных полномочий (правительство стало подконтрольно президенту, а не верхней палате парламента).
Российско-тунисские отношения
Дипломатические отношения между СССР и Тунисом были установлены в 1956 г. Основы сотрудничества и межгосударственного взаимодействия между РФ и Тунисом заложены в межправительственных соглашениях 1993 г. – о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, о сотрудничестве в области гидротехнического строительства. В 1999 г. подписано соглашение о культурном и научном сотрудничестве, в 2014 г. – о сотрудничестве в области туризма, в 2016 г. – о военно-техническом сотрудничестве.
С началом Специальной военной операции России на Украине (февраль 2022) Тунис призвал обе стороны преодолеть кризис путём переговоров. 2 марта 2022 г. Тунис проголосовал за принятие резолюции ООН с требованием вывода российских войск с территории Украины.