Французский союз
Францу́зский сою́з (Union française), форма государственного объединения французской метрополии и её бывших колониальных владений в рамках конституции Четвёртой республики (1946–1958).
Датой рождения Французского союза считается 27 октября 1946 г., когда вступила в действие новая конституция Франции. Основной закон был создан с целью удержать под контролем метрополии заморские территории Франции в условиях ослабления связей с колониями и роста антиколониального движения в годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. Многие из владений Франции уже ставили вопрос о своей полной политической независимости (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Марокко, Тунис). Сирия и Ливан добились независимости ещё в 1946 г. (фактически в 1941), в 1945 г. провозглашено независимое государство – Республика Вьетнам (со столицей в Ханое, учитывался в составе Французского союза до 1954). Французский союз, по замыслу его создателей, должен был вывести Французскую колониальную империю из состояния глубокого кризиса, который охватил её с началом войны. Сохранение в новой форме бывшей колониальной империи для французских правящих кругов представлялось важнейшим средством поддержания Францией статуса великой державы, пострадавшего в результате войны и оккупации. При создании Французского союза важную роль также играли демократические идеи французского Движения Сопротивления, признававшего значительный вклад заморских владений в освобождение Франции и настаивавшего на уравнивании прав коренного населения колоний и граждан метрополии.
Первым шагом на пути преобразования колониальной империи во Французский союз стала имперская конференция в Браззавиле (январь – февраль 1944) с участием 44 представителей метрополии и заморских владений Франции (преимущественно африканских). На Браззавильской конференции, проходившей под председательством главы Временного правительства Ш. де Голля было признано, что система прямого колониального управления себя изжила и должна быть заменена на «представительную», с широким участием местных (туземных) элит. Была провозглашена необходимость распространения на заморские территории системы социальных гарантий, включая трудовое законодательство, здравоохранение и образование, существующих в метрополии. В то же время в решениях конференции подчёркивалась исключительная ответственность Франции за обеспечение внутренней и внешней безопасности этих территорий.
В последующие за Браззавильской конференцией два года идея Французского союза наполнялась содержанием, а в сентябре 1946 г. в окончательной редакции вошла в текст конституции Четвёртой республики, одобренной на референдуме, проведённом как в метрополии, так и в заморских территориях Франции (октябрь 1946). Впервые в конституционной истории Франции вопрос о заморских владениях был включён в Основной документ Французской Республики. Французский союз фигурировал в двух частях конституции 1946 г. – в её преамбуле и в VIII главе. В преамбуле было записано: «Франция образует вместе с заморскими народами союз, основанный на равенстве прав и обязанностей без расовых и религиозных различий. Французский союз состоит из наций и народов, которые объединяют или координируют свои ресурсы и свои усилия для того, чтобы развивать цивилизацию каждого, увеличить свое благосостояние и обеспечить свою безопасность. Верная своей традиционной миссии, Франция намерена привести народы, руководство которыми она взяла на себя, к свободному самоуправлению и демократическому руководству своими собственными делами; отвергая всякую систему колонизации, основанную на произволе, Франция гарантирует всем свободный доступ к общественным должностям и индивидуальное или коллективное осуществление провозглашённых или подтверждённых выше прав и свобод».
Французскому союзу целиком посвящена глава VIII (12 статей) конституции. Там определялось, что союз образуется из Французской Республики, состоящей из метрополии, заморских департаментов и территорий, а также из «присоединившихся (ассоциированных) государств».
К началу 1947 г. Французский союз (без метрополии) включал: Заморские департаменты: генерал-губернаторство Алжир (департаменты Алжир, Оран и Константина); Мартинику, Гваделупу, Гвиану и Реюньон; заморские территории: Французскую Западную Африку – Сенегал, Мавританию, Гвинею, Французский Судан, Нигер, Кот-д’Ивуар, Дагомею, Верхнюю Вольту; Французскую Экваториальную Африку – Габон, Среднее Конго, Убанги-Шари, Чад; Мадагаскар и прилегающие о-ва (Союз Коморских Островов, о. Майотта), Французский Берег Сомали, французские владения в Индии со статусом «свободных городов» (Пондишери, Карикал, Маэ, Янаон, Чандернагор); Новую Каледонию и прилегающие о-ва, владения в Океании (Французская Полинезия), о-ва Сен-Пьер и Микелон; подопечные территории: Того и Камерун; франко-британский кондоминиум Новые Гебриды; «присоединившиеся государства»: султанат Марокко и бейство Тунис; Французский Индокитай – Государство Вьетнам, королевства Камбоджа и Лаос. Руководящими органами Французского союза, по конституции, являлись президент, Верховный совет и Ассамблея. Президентом Французского союза стал президент Французской Республики. Верховный совет, созывавшийся раз в год по решению президента, формировался из представителей метрополии, заморских департаментов и территорий, а также присоединившихся государств. Принимаемые им решения передавались правительству Франции, для которого они не были обязательными.
Ассамблея Французского союза, считавшаяся самым демократичным институтом союза, формировалась на паритетных началах: половина её членов (советников) – от метрополии, другая половина – от заморских департаментов, территорий и присоединившихся государств. В разное время численность ассамблеи колебалась от 150 до 240 членов. Вся работа этого «парламента» Французского союза проходила под контролем центральных органов власти Четвёртой республики – главы государства, правительства, Национального собрания и Совета Республики (сената). Реальная власть на местах по-прежнему была сосредоточена в руках представителей метрополии (генерал-губернаторы, губернаторы, верховные комиссары и резиденты), опиравшихся на преданных метрополии представителей местных элит, формировавших территориальные ассамблеи («парламенты»).
Конституция Четвёртой республики допустила участие ограниченного числа представителей заморских территорий в центральных органах власти метрополии. В 1957 г. в нижней палате (Национальном собрании) Франции 38 депутатов (из 627) представляли заморские территории; в верхней палате (Совете Республики) – 39 (из 320). Отдельным, безусловно, лояльным представителям коренного населения заморских территорий была открыта возможность получить министерские портфели в Париже. Привлечение представителей заморских территорий к участию в работе центральных органов власти Франции создавало впечатление демократизма, но ограниченность такого представительства делала его неопасным для интересов метрополии. В то же время через французскую школу участия в государственном управлении прошли многие будущие руководители молодых независимых государств (прежде всего африканских). Финансово-экономическое единство Французского союза обеспечивалось созданием «зоны франка», в которую были вовлечены все его участники.
Французский союз просуществовал 12 лет – столько же, сколько и возникшая вместе с ним Четвёртая республика. Все эти годы механизм Французского союза неоднократно модернизировался в соответствии с требованиями времени. Однако набиравшее силу антиколониальное движение предопределило его неизбежный крах. Один за другим из Французского союза выпадали отдельные его звенья. В 1951–1954 гг. Франция утратила «свободные города» Французской Индии; в 1953 г. – Камбоджу, в 1954 г. – Лаос; в 1956 г. – Марокко и Тунис. С конца 1954 г. шла антиколониальная Алжирская война 1954–1962 гг., похоронившая в 1958 г. Четвёртую республику и её детище – Французский союз, который с установлением во Франции Пятой республики был преобразован во Французское сообщество, фактически просуществовавшее до 1961 г. Во 2-й половине 20 в. французские власти сумели реализовать проект Франсафрики, призванный обеспечить удержание франкоговорящих государств Африки в орбите французского влияния.