Асфальтобетон
Асфальтобето́н (асфальтовый бетон), строительный материал, получаемый в результате затвердевания уплотнённой смеси щебня, песка, минерального порошка (молотые известняк, доломит и т. п.) и битума; при отсутствии в смеси щебня называется асфальтовым раствором). Вяжущим компонентом в асфальтобетоне служит смесь битума и минерального порошка – искусственный асфальт. Для асфальтобетона используют специальные дорожные битумы – битумы нефтяные дорожные (БНД). Щебень и песок, составляющие 75–85 % объёма асфальтобетона, получают преимущественно из известняков и доломитов (для автодорог желательно добавление мелкого гранитного щебня). При приготовлении асфальтобетона песок и щебень нагревают до 100–160 °С и смешивают с расплавленным вяжущим. Температура подогрева зависит от вязкости применяемого битума: чем более вязок битум, тем до более высокой температуры подогревают составляющие материалы.
В зависимости от температуры укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси различают асфальтобетон: горячий – на вязких битумах, укладываемый при температуре не ниже 120 °C; тёплый – на маловязких битумах, укладываемый при 50–100 °C; холодный – укладываемый без нагрева, но при температуре окружающей среды не ниже 5 °C. Холодный асфальтобетон, приготовленный заранее, может храниться длительное время на складе (8–10 мес), т. к. содержит жидкий или разжиженный битум. За рубежом для аварийного ремонта дорожного покрытия используют холодные ремонтные смеси, вяжущим для которых служит модифицированный полимерами жидкий битум со специальными добавками. Хранят такие смеси в герметичных пластиковых ёмкостях; срок хранения – до 2 лет.
Асфальтобетон водостоек и водонепроницаем. Прочность его зависит от температуры: при –15 °C предел прочности асфальтобетона при сжатии составляет 15–20 МПа, при 20 °C 2–3 МПа, при 50 °C 0,8–1,2 МПа. Со временем под действием климатических (солнечное облучение, периодическое замораживание и оттаивание и др.) и эксплуатационных факторов асфальтобетон стареет, и покрытие из него разрушается. Современная технология допускает регенерацию асфальтобетона – вторичную переработку асфальтобетонного лома или крошки путём его разогрева и тщательного перемешивания на месте ремонта покрытия в специальной машине – рециклере (см. в статье Дорожно-строительные машины). Асфальтобетон применяют для устройства дорожных, тротуарных, аэродромных и мостовых покрытий, полов промышленных зданий, кровель, пешеходных дорожек, а также при гидротехнических работах и т. п. Холодный асфальтобетон используют в дорожных покрытиях на автомобильных дорогах с низкой интенсивностью движения.
В строительной практике используют также литой асфальт – разновидность горячего асфальтобетона тестообразной консистенции с большим содержанием вяжущего (25–35 %) из высоковязкого твёрдого битума и минерального порошка. Температура его приготовления и укладки 220–250 °C. Поскольку для уплотнения литого асфальта не требуются тяжёлые катки или вибраторы, его применяют преимущественно в стеснённых условиях и для местного ремонта дорожных покрытий.