Земляное полотно
Земляно́е полотно́, инженерное сооружение в виде искусственно выровненной полосы земли (с приданием ей допустимых уклонов), которая служит основанием верхнего строения железнодорожного пути или проезжей части автомобильной дороги. Земляное полотно воспринимает нагрузки от рельсошпальной решётки, балластного слоя и эксплуатируемого подвижного состава (на железных дорогах), от дорожной одежды и автомобилей (на автомобильных дорогах), равномерно распределяя эту нагрузку на нижележащий естественный грунт. При строительстве земляного полотна сооружают насыпи, выемки и прилегающие к ним устройства. Уклоны земляного полотна выполняют более пологими, чем в естественной местности, путём срезания части грунта или, наоборот, подсыпкой (например, в местах расположения дороги в пониженных местах). Участки насыпей высотой менее 1 метра считают нулевыми отметками. При сильнопересечённом рельефе местности и в горных районах, где дороги часто приходится прокладывать вдоль косогоров, используют такие типы земляного полотна, как полунасыпи-полувыемки, насыпи с подпорными стенками и врезанные в косогор полки, и др. Для обеспечения надёжности работы земляного полотна насыпи возводят из устойчивых грунтов, которые укладывают горизонтальными слоями, хорошо уплотняя и защищая от проникновения воды. Ширина земляного полотна автомобильных дорог в верхней его части определяется шириной проезжей части и обочин, наличием разделительных полос. Ширина основной площадки железной дороги принимается в зависимости от категории дороги (например, для однопутных линий 1–2-й категорий – ширина 7 метров).
Верхняя часть земляного полотна соединяется с прилегающей местностью спланированными наклонными плоскостями – откосами. Крутизну откосов характеризует коэффициент заложения – отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции; нормируемое заложение откоса определяется высотой насыпи (глубиной выемки), типом грунта, геологическими и гидрогеологическими условиями, ценностью сельскохозяйственных угодий, способами производства работ при строительстве, требованиями ландшафтного проектирования. Во избежание занесения земляного полотна снегом и для обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах у низких насыпей устраивают пологие откосы, по которым автомобиль, не опрокидываясь, может съехать с дороги. В зоне земляных полотен располагаются также резервы – неглубокие выработки грунта вдоль дороги, из которых был взят грунт для отсыпки насыпи, и кавальеры – параллельные выемкам валы грунта, не потребовавшегося для отсыпки смежных участков насыпей. В состав земляных полотен входят все сооружения, предназначенные для осушения дороги и отвода от неё воды, – боковые канавы (кюветы), нагорные и забанкетные канавы, дренажи, а также укрепительные и защитные сооружения (противоналёдные, противообвальные, лавинозащитные).