Железнодорожный путь
Железнодоро́жный путь, комплекс инженерных сооружений и обустройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй для движения поездов. Железнодорожный путь состоит из нижнего строения, к которому относится земляное полотно с укрепительными, водоотводными, регуляционными и другими защитными сооружениями, размещаемыми в полосе отвода, а также искусственных сооружений, возводимых на пересечении железнодорожного пути с различными препятствиями, – мостов, водопропускных труб, лотков, тоннелей и др. Земляное полотно служит основанием для верхнего строения пути и образует необходимый профиль и план пути, обеспечивает его устойчивость. Верхнее строение пути обычной конструкции состоит из рельсошпальной решётки, образованной рельсами, соединёнными между собой стыковыми накладками, а со шпалами – промежуточными скреплениями, заглублёнными в балластный слой, а также подрельсового основания и балластной призмы. К верхнему строению пути относятся элементы соединения и пересечения путей в одном уровне (стрелочные переводы, мостовое полотно, глухие пересечения и др. конструкции). Тип верхнего строения пути в значительной мере определяется мощностью укладываемых рельсов и зависит от грузонапряжённости линии. На главных путях российских железных дорог эксплуатируются рельсы типов Р65 (92,5 % развёрнутой длины путей), Р75 (2,5 %) и Р50 (около 5 %) с погонной массой соответственно 65, 75, 50 кг/м, а на второстепенных участках – рельсы типа Р43 (43 кг/м) и более лёгкие (около 2 %). На высокоскоростных линиях применяют рельсы специального профиля с линейной плотностью 65 кг/м (Россия), 60–61 кг/м (Европа). Около 86 % (106,2 тыс. км) от развёрнутой длины главных путей составляет протяжённость пути с термоупрочнёнными рельсами. Более мощные рельсы обычно укладывают на железобетонных шпалах; широко используются деревянные шпалы. На 1 км обычно укладывают 1840 шпал в прямых участках и 2000 – в кривых. Балластом на магистральных линиях служит главным образом щебень фракции 25–60 мм, обычно укладываемый толщиной до 40 см под железобетонными шпалами, на менее деятельных участках – гравий, доменные шлаки, песок. Наиболее прогрессивной конструкцией является бесстыковой путь, который широко применяется в качестве типовой конструкции на высокоскоростных магистралях и на грузонапряжённых участках. В 2006 г. протяжённость бесстыкового пути в России составила 50 % от развёрнутой длины главных путей.
Железнодорожный путь оборудуется специальными путевыми и сигнальными знаками, указывающими километраж, уклоны, начало, конец и параметры кривых, места производства работ и др. Для обеспечения безопасности и организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожных путях действует система сигналов, большинство из которых – неотъемлемая часть автоматической или полуавтоматической системы управления движением поездов на перегонах, станциях и переездах. Железнодорожный путь работает в сложных климатических условиях при постоянном воздействии динамических поездных нагрузок, поэтому основным функциональным назначением пути является обеспечение пространственной устойчивости рельсовой колеи в вертикальной и горизонтальной плоскостях, восприятие нагрузок и передача их через верхнее строение и земляное полотно на земную поверхность и нижележащий грунт.