Автобус
Авто́бус [от авто(мобиль) и (омни)бус], многоместный автомобиль, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. Историческим «предком» современного автобуса является омнибус – общественное транспортное средство для перевозки пассажиров по определённым маршрутам. Первый городской маршрут конного омнибуса был организован во Франции в 1662 г. Собственно автобусы появились в начале 20 в. Первоначально автобус представлял собой шасси грузовика с установленным на нём деревянным кузовом. Широкое распространение автобусы получили к 1914 г. В Москве регулярные линии автобусных перевозок были организованы с 1924 г.
Основной элемент конструкции автобуса – пассажирский кузов. В большинстве автобусный кузов выполняется несущим, «вагонного» типа. На его каркасе размещаются как конструктивные элементы и узлы автобуса, так и кресла для пассажиров. Существуют и более простые и дешёвые в производстве модели, представляющие собой шасси грузового автомобиля со смонтированным на нём кузовом, обычно капотного типа. Автобусы подразделяют на классы (от микро- до сверхбольших), а каждый класс, в свою очередь, на модификации в зависимости от назначения (городские, местного сообщения, дальнего следования и др.). Городские автобусы имеют несколько дверей, низко расположенные подножки для удобства входа и выхода пассажиров, широкий проход, просторные «накопительные» площадки около дверей; могут иметь специальные подъёмники для инвалидных колясок. Для увеличения пассажировместимости автобусы делают сочленёнными или двухэтажными. Автобусы местного сообщения, курсирующие преимущественно в сельских районах по дорогам с различным качеством покрытия, отличаются от городских автобусов повышенной прочностью ходовой части, увеличенным дорожным просветом, а иногда и наличием полного привода. Автобусы дальнего следования (междугородние и туристские) оборудованы мягкими сиденьями с подголовниками и откидными спинками; в некоторых имеются спальные места. Такие автобусы часто выполняются полутора- или двухэтажными; под полом пассажирского салона размещаются служебные отсеки для багажа, гардероб, холодильник, туалет и т. п. Число пассажирских мест в автобусе составляет от 9–15 в микроавтобусах до 250 в сверхбольших; скорость до 120 км/ч (для автобусов дальнего следования). Конструкция современного автобуса обеспечивает необходимые комфортные условия как пассажирам, так и водителю. При этом большое внимание уделяется автоматизированным системам активной и пассивной безопасности (усилители рулевого управления, антиблокировка тормозов и пр.) и устройствам подрессоривания для улучшения плавности хода.