«Tomb Raider» (2013)
«Tomb Raider», десятая часть серии видеоигр «Tomb Raider» в жанре приключенческого экшена. Разработана студией Crystal Dynamics и издана компанией Square Enix Europe в 2013 г. Выпускалась на платформах PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One и ПК. Игра стала успешным перезапуском франшизы.
История создания
Разработка «Tomb Raider» началась после того, как Crystal Dynamics была разделена на две команды. Одна работала над следующей частью франшизы, другая сосредоточилась на спин-оффе серии. Премьера трейлера «Turning Point» состоялась на выставке E3 в июне 2011 г. Видеоролик был спродюсирован CGI-студией Square Enix Visual Works. В апреле 2015 г. компания-издатель объявила, что продажи игры составили 8,5 млн экз., включая специальное издание «Definitive Edition» (Melloul. 2015).
Визуальная составляющая «Tomb Raider» полностью выполнена в 3D-графике. Модели и анимации, используемые в проекте, построены на движке «Foundation» студии Crystal Dynamics. Модель Лары Крофт была анимирована при помощи технологии захвата движения, которая использовалась при создании предыдущей части – «Tomb Raider: Underworld» (Horizon and Beyond. 2013).
Музыкальное сопровождение к «Tomb Raider» написал композитор Дж. Грейвс (Bosier. 2013). В марте 2013 г. был выпущен саундтрек «Tomb Raider Original Soundtrack». Он издавался исключительно на CD и являлся дополнением к коллекционному изданию десятой части франшизы.
Сюжет
История «Tomb Raider» начинается с того, как археолог Лара Крофт отправляется в свою первую экспедицию в Треугольник Дракона, к берегам Японии. Корабль терпит крушение, и выжившие остаются на изолированном о. Яматай. Лара исследует местность и узнает, что остров обитаем: ей встречаются мёртвые тела и места ритуальных жертвоприношений животных. Лара воссоединяется с выжившими. Вместе с археологом Джеймсом Уитманом она отправляется на поиски Рота, капитана корабля, а остальные выжившие собираются найти Сэм, подругу Лары и Матиаса, одного из обитателей острова. Лара и Уитман попадают в плен к аборигенам, но сбегают. Сразившись с несколькими противниками, Лара обнаруживает раненого капитана. Используя оборудование Рота, Лара вызывает самолёт и запускает сигнальный огонь. Однако внезапный шторм выводит самолёт из строя, а над островом слышится фраза на японском, означающая «никто не уходит». Лара получает сообщение, что Сэм похищена членами жестокого культа Братство Солнца. Члены культа во главе с Матиасом хотят провести ритуал, в ходе которого Сэм стала бы наследницей трона Королевы Солнца. Ларе предстоит пройти немало испытаний, чтобы спасти подругу, оставшихся пассажиров затонувшего корабля и покинуть остров.
Игровой процесс
Геймплей «Tomb Raider» состоит из исследования локаций, решения головоломок и сражений с противниками. Традиционная игровая механика поиска ключей для разблокировки определённых областей была несколько изменена. Теперь препятствия, преграждающие путь, требуют от пользователей наличия специального снаряжения, например, такого как взрывчатка. Кроме того, ключевые предметы должны быть приобретены и возвращены встречаемым персонажам, чтобы сюжет развивался. По ходу прохождения игроки получают доступ к лагерям. В них они могут создавать новые улучшенные версии снаряжений из найденных предметов. Пользователи назначают очки умений для обретения подконтрольным персонажем новых навыков. Всё это необходимо для открытия новых локаций и дальнейшего исследования окружения.
Пользователям нужно решать два вида головоломок: основанные на физике или на стихиях. В одних местах может понадобиться использование огня для быстрой расчистки территории, в других – утяжеление блоков за счёт собственного веса главной героини для открытия проходов. Новой функцией стало обозначение важных предметов на локации. Так, при использовании специальной способности они будут светиться, помогая игрокам сориентироваться в окружении или раздобыть всё необходимое для продвижения по сюжету. Боевая система подверглась значительным изменениям по сравнению с предыдущими частями серии «Tomb Raider». Вместо акробатического подхода к сражениям, характерного для предыдущих игр, был представлен более традиционный и реалистичный стиль ведения боя. Добавилась возможность оглушать врагов и выполнять «добивание», чему поспособствовало введение режима скрытности. Это позволило игрокам бесшумно уничтожать врагов, чтобы уравнять шансы до того, как начнётся перестрелка. Всего пользователям доступно пять типов оружия, каждый из которых можно модернизировать на территории лагеря.
Наряду с однопользовательским режимом существует многопользовательский, который позволяет игрокам соревноваться на нескольких картах. В каждом матче присутствуют две вражеские команды: четыре выживших и четыре аборигена. Существует три типа многопользовательских игр: «Team Deathmatch», «Private Rescue» и «Cry for Help». Первый из них предназначен для организации сражений между командами. Побеждает та, которая одолеет противников быстрее. Во втором режиме команда выживших должна доставить медикаменты в определённую точку на карте, в то время как аборигенам необходимо совершить заданное количество убийств в течение 10 минут. Третий вариант совместной игры предполагает, что одна команда исследует случайную карту и добывает батарейки для защищённых радиомаяков. Здесь им будут мешать другие пользователи, выступающие в роли охотников.
Критика и влияние
Игра получила высокие оценки критиков и пользователей. Проект был номинирован на ряд престижных видеоигровых премий: VGX, D.I.C.E. Awards, Game Developers Choice Awards, BAFTA и др. По данным на 2017 г. «Tomb Raider» продалась тиражом более 11 млн экз. по всему миру (Sinha. 2017). Игра стала одной из самых популярных частей как среди фанатов, так и новой аудитории.