«Tomb Raider» (франшиза)
«Tomb Raider» («Лара Крофт: Расхитительница гробниц», «Расхитительница гробниц»), видеоигровая франшиза. Начало серии игр положил одноимённый приключенческий экшен, изданный компанией Eidos Interactive в 1996 г. (с 2009 входит в состав японского холдинга Square Enix).
Главная героиня франшизы – вымышленная исследовательница-археолог Лара Крофт, которая путешествует по миру в поисках утерянных артефактов и ради этого проникает в опасные подземелья и древние руины. Лара – потомок аристократической семьи Крофт. В разных версиях игры её предыстория различалась, но общая фабула состояла в том, что она решила следовать по стопам отца – археолога. Лара становится исследовательницей затерянных руин и гробниц, встречая на своём пути многочисленные опасности: жестоких противников, хитроумные ловушки и т. п.
История игровой серии
Геймплей в играх жанра приключенческий экшен состоит в прохождении препятствий и решении загадок. Создатели «Tomb Raider» вдохновлялись классической игрой «Prince of Persia». Разработка концепции игры началась в 1994 г. (Yin-Poole. 2019). Оригинальная трилогия [«Tomb Raider» (1996), «Tomb Raider II» (1997), «Tomb Raider III: Adventures of Lara Croft» (1998)], созданная британской студией Core Design, имела широкий коммерческий успех. В 1999 г. вышла игра «Tomb Raider: The Last Revelation», в 2000 г. «Tomb Raider: Chronicles», и вплоть до выхода «Tomb Raider: The Angel of Darkness» (2003) концепция серии не менялась. После критических отзывов на «The Angel of Darkness» компания Eidos Interactive решила передать производство игр про Лару Крофт другой студии. Следующую часть серии разрабатывала американская студия Crystal Dynamics, перед которой была поставлена задача вновь сделать франшизу успешной. Студией были созданы три игры [«Tomb Raider: Legend» (2006), «Tomb Raider: Anniversary» (2007), «Tomb Raider: Underworld» (2008)], которые были хорошо приняты геймерской аудиторией. После поглощения Eidos Interactive японским разработчиком, издателем и дистрибьютором компьютерных игр Square Enix к нему перешли и права на франшизу «Tomb Raider».
Иногда к франшизе также относят игры «Lara Croft and the Guardian of Light» (2010) и «Lara Croft and the Temple of Osiris» (2014), не связанные с ней напрямую ни в жанровом (первая тяготела к аркадам, вторая вводила кооперативное прохождение, не свойственное основным играм серии), ни в сюжетном (например, в их названиях отсутствуют слова «Tomb Raider») отношении. Обе были выпущены под новым лейблом Square Enix, но если первая вышла до перезапуска серии, то выход второй практически совпал с ним по времени. Работа над этими играми позволила создателям определиться с дальнейшим направлением развития франшизы.
Компания Square Enix инициировала перезапуск серии. 1-я часть новой трилогии вышла в 2013 г. под названием «Tomb Raider». Практически сразу после этого было анонсировано продолжение, которое вышло в 2015 г. под названием «Rise of the Tomb Raider». Игра выступала сиквелом предыдущей части и отражала развитие персонажа Лары Крофт как начинающей исследовательницы. В 2018 г. издана заключительная часть трилогии под названием «Shadow of the Tomb Raider». Её разработкой занималось канадское подразделение Eidos Interactive – Eidos Montreal. К 2021 г. общие продажи серии игр превышали 85 млн копий по всему миру (Nunneley-Jackson. 2021).
Комиксы, кино и другие медиумы
По сюжету игр в 1999–2004 гг. издательством Top Cow Productions выпускались комиксы про приключения Лары Крофт. В основу графических историй легли оригинальные игры студии Core Design. В 2006 г. опубликован комикс «Tomb Raider Compendium», в котором были сведены все вышедшие на тот момент части. С 2014 г. издательство Dark Horse Comics начало выпуск комиксов, расширяющих мир новой игровой трилогии.
Во франшизу входят книги о приключениях главной героини, которые во многом продолжают историю игр: романы «Lara Croft: Tomb Raider: The Amulet of Power» (2003), «Lara Croft: Tomb Raider: The Lost Cult» (2004) и «Lara Croft: Tomb Raider: The Man of Bronze» (2004) издательства Del Rey развивают сюжет игры «Tomb Raider: The Last Revelation» (1999); события романа «Tomb Raider: The Ten Thousand Immortals» (2014) происходят после игры «Tomb Raider» (2013); роман «Shadow of the Tomb Raider: Path of the Apocalypse» (2018) продолжает историю, разворачивающуюся в игре «Rise of the Tomb Raider» (2015), и выступает приквелом к «Shadow of the Tomb Raider» (2018); книга «Lara Croft and the Blade of Gwynnever» (2016) предлагает альтернативное развитие событий игры «Lara Croft and the Temple of Osiris» (2014). Также выходили книги «Lara Croft: Tomb Raider» (2001) и «Lara Croft: Tomb Raider: The Cradle of Life» (2003), которые пересказывают события одноимённых фильмов.
Первый фильм франшизы под названием «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» («Lara Croft: Tomb Raider», режиссёр С. Уэст) вышел в 2001 г. Главную героиню в нём сыграла американская актриса А. Джоли. Мировые кассовые сборы фильма превысили 274 млн долл. (Lara Croft: Tomb Raider). В 2003 г. вышел сиквел – «Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 – Колыбель жизни» («Lara Croft Tomb Raider: The Cradle of Life», режиссёр Я. де Бонт). Хотя критики в целом благосклонно приняли продолжение, фильм не принёс студии Paramount Pictures коммерческого успеха и при бюджете в 95 млн долл. собрал в прокате немногим более 160 млн долл. (Lara Croft Tomb Raider). Популярность исполнительницы главной роли на много лет предопределила узнаваемость образа Лары Крофт. В 2018 г., вместе с выходом игры «Shadow of the Tomb Raider», вышел фильм «Tomb Raider: Лара Крофт» («Tomb Raider», режиссёр Р. Утхауг). Главную героиню сыграла шведская актриса А. Викандер. Картина основана на последней трилогии игр и также заработала в мировом прокате более 274 млн долл. (Tomb Raider).
Помимо книг и фильмов во франшизу «Tomb Raider» входит коллекционная карточная игра «Tomb Raider Collectible Card Game» (1999) и анимационный сериал «Revisioned: Tomb Raider» (2007), состоящий из 10 серий. К 15-летнему юбилею франшизы в октябре 2011 г. компания Square Enix представила цифровую экспозицию, в которой выставлено творчество разных художников, работавших над играми серии на разных её этапах (Fahey. 2011). В январе 2021 г. стриминговой платформой Netflix был анонсирован аниме-сериал, основанный на событиях игровой вселенной.