Теория конституционных циклов
Тео́рия конституцио́нных ци́клов, концепция развития конституционных процессов в транзитивных обществах, учитывающая особенности исторических периодов и господствующей правовой культуры. Конституционные циклы сменяют друг друга по мере развития конституционализма, что приводит к трансформации политической системы: она проходит путь от реально функционирующего механизма политических институтов (норм) до формирования «спящих институтов» и обратно. Данная теория рассматривает конституционную динамику развития политических институтов в конкретной политической системе (государстве), в которой конституция определяет правила игры для всех политических акторов.
Понятия цикла и цикличности традиционно применяются экономистами и социологами для объяснения экономической и социальной динамики развития общества. Рассматривать конституционные процессы в транзитивных обществах через призму цикличности предложил российский учёный А. Н. Медушевский. Под конституционным циклом понимается «период времени, в ходе которого в обществе через известные промежутки времени происходит смена основных состояний конституционного регулирования – от утраты старой Конституции (Основного закона) – к принятию новой, а затем трансформации последней под влиянием реальности» (Медушевский. 2007. С. 31).
Американский конституционалист Дж. Балкин предложил свою теорию, назвав её циклами конституционного времени («the cycles of constitutional time»). Теория Балкина предназначена для исследования конституционной цикличности политической системы США, а не транзитивных обществ. Важным понятием у Балкина является конституционный провал («constitutional rot»), под которым понимается упадок тех особенностей конституционной системы, которые поддерживают государственное устройство как демократию и как республику. Балкин предполагает, что причинами конституционных провалов являются экономическое неравенство и потеря доверия народа и элит к институтам власти.
Дополнением к теории Дж. Балкина стала типология конституционных кризисов, разработанная Балкином и его коллегой С. Левинсоном, которая раскрывает сущность конституционных циклов и причин конституционного провала. Конституционный кризис первого типа предполагает объявление чрезвычайного положения: «...политические лидеры публично заявляют о своём праве приостанавливать действие некоторых положений конституции, чтобы сохранить общий социальный порядок и соответствовать острой необходимости момента» (Levinson. 2009. P. 721). Должностные лица рассматривают собственный функционал как ограниченный, поэтому принимают решение о введении внеконституционного управления. Конституционный кризис второго типа наступает из-за избыточно формального соблюдения конституции. Данный кризис возникает вследствие конституционного провала, которому предшествует методическое следование положениям конституции в условиях, когда для решения какой-либо проблемы политическим акторам следовало бы временно отказаться от них ради всеобщего блага. Конституционный кризис третьего типа связан с борьбой за власть, которая возникает из-за различий в трактовке конституционных положений: политические акторы обвиняют друг друга в несоблюдении положений конституции, особенно когда наступает конституционный кризис первого типа. При этом конфликтующие политические акторы позиционируют себя как защитников конституции.
Фазы и стадии конституционной динамики
Конституционная цикличность состоит из конституционных фаз, через каждую из которых, в идеальном варианте, политическая система должна пройти, в противном случае можно говорить о кратком или неполном конституционном цикле. Выделяется шесть основных фаз (периодов) конституционной цикличности.
Первая фаза – конституционная стабильность, которая отражает политическую и конституционную стабильность всей политической системы. Конституция и существующий конституционный строй воспринимаются обществом как справедливые и законные. В обществах, для которых характерна конституционная нестабильность, конституция не является интегративным элементом из-за существующих и нерешённых политических, этнических, конфессиональных и прочих конфликтов.
Вторая фаза – эрозия традиционного конституционного консенсуса, причиной которой является несовпадение между двумя категориями – справедливостью и законностью. Политическая система стремится найти новый баланс между этими категориями, что приводит к формированию общественного мнения о необходимости изменения конституции и, следовательно, существующей политической системы. Также наблюдается конституционная дисфункция действующей власти, что становится основанием для зарождения революционных настроений.
Третья фаза – конституционный кризис, разрешаемый либо конституционной реформой, либо революцией. Дисбаланс между справедливостью и законностью уходит на второй план вследствие того, что конфликт развивается уже вокруг легальности и легитимности власти, т. к. они перестают на данной фазе быть тождественными.
Четвёртая фаза – достижение консенсуса в условиях конституционных изменений (реформа или революция). Начинается процедура разработки и обсуждения новой конституции, которая имеет консенсусную или октроированную модель. Консенсусная модель предполагает, что проект конституции разрабатывается разными политическими акторами на основе согласия между ними и взаимных уступок; октроированная предполагает разработку проекта конституции одним политическим актором, который одержал победу в политической борьбе, при этом другие политические акторы не признают разработанную конституцию. Октроированная модель потенциально может привести к новому конфликту, итогом которого станет принятие иного проекта конституции.
Пятая фаза – воссоздание стабильности, которая характеризуется формальной процедурой принятия новой конституции, восстановлением баланса как между законностью и легитимностью, так и между справедливостью и законностью.
Шестая фаза – завершение конституционного цикла, т. е. возврат к конституционной модели, с которой началась конституционная динамика.
Также выделяют стадии (деконституционализация, конституционализация и реконституционализация), которые группируют фазы. Деконституционализация (первая – третья фазы) характеризуется ослаблением легитимности и отменой старой конституции (Медушевский. 2006. С. 54). В рамках конституционализации (четвёртая – пятая фазы) разрабатывается и принимается новая конституция, что отражается на отраслях права. При реконституционализации (шестая фаза) отдельные политические акторы пытаются вернуться к первоначальному тексту конституции либо путём её реставрации в полной мере, либо путём восстановления отдельных статей и глав.
Типологии конституционных циклов
В теории конституционных циклов выделяется несколько основных типологий конституционных циклов. Первая типология предполагает существование длительных (больших) и кратких (малых) конституционных циклов: длительные предполагают, что все конституционные фазы развития были пройдены, краткие – лишь «колебания в стиле маятника» (Медушевский. 2015. С. 733). Длительные конституционные циклы наблюдаются во Франции начиная с Великой Французской революции и до принятия конституции Пятой Республики: цикличность проявлялась в закреплении парламентаризма, который сменялся авторитаризмом, на смену которому вновь приходил парламентаризм, и т. д.
Вторая типология выделяет полные и неполные конституционные циклы: полные циклы, как и длительные, предполагают, что все конституционные циклы были реализованы без каких-либо изменений и в полной мере, неполные – что конституционная цикличность была по какой-либо причине прекращена. Последнее характерно для тех государств, в которых отдельные политические институты были заимствованы из других политических систем без учёта политических, культурных, социальных, религиозных и других особенностей.
Третья типология (выделяющая видимые и невидимые циклы) напрямую взаимосвязана с текстом конституции. В случае фиксации в нём – как в преамбуле, так и в основном тексте – конституционных циклов и фаз, пройдённых государством в качестве исторических и политических побед, эта фиксация будет отражать видимые конституционные циклы. В случае невидимых циклов либо изменения в конституцию вносились внеконституционным путём, либо отсутствует сама конституция, что затрудняет исследование конституционной динамики развития политической системы.
Дж. Балкин выделяет три конституционных цикла: взлёт и падение политических (партийных) режимов; поляризация и деполяризация; конституционный провал и обновление республиканского правления. Взаимодействие этих трёх циклов «порождает конституционное время» (Balkin. 2019. P. 257). Балкин исходит из бипартизма американской политической системы, для которой характерна периодическая сменяемость политических (партийных) режимов, что выражается в соревновании двух доминирующих партий в США – Демократической и Республиканской. Победившая партия начинает претворять в жизнь собственные программы и идеалы. Внутри правящей партии есть фракции, которые периодически как борются друг с другом, так и создают коалиции. Достижение компромисса между фракциями со временем становится всё более сложным, что приводит к распаду внутрипартийных коалиций, а сама партия ослабевает. Это позволяет другой доминирующей партии на выборах предложить обществу иной взгляд на развитие государства. В случае победы происходит смена политического (партийного) режима.
В то же время существует поляризация между двумя доминирующими партиями, которая выражается в сильном расхождении во взглядах по целому спектру вопросов, однако они готовы обсуждать отдельные вопросы и даже договариваться в парламенте. Балкин отмечает, что периоды поляризации и деполяризации в американской истории являются длительными: пик поляризации пришёлся на времена Гражданской войны 1861–1865 гг. Деполяризация характеризуется наибольшим идеологическим сближением двух доминирующих партий, когда они готовы совместно решать большое количество общественных проблем.
Последний цикл (деполяризация между доминирующими партиями) ведёт к тому, что взлёты и падения политических (партийных) режимов и смена этапов поляризации и деполяризации приводят к упадку республиканского правления, которое имеет два малых цикла – конституционный провал и конституционное обновление. Последнее формирует новую политическую реальность, в которой одна из доминирующих партий приходит к власти и начинается новый конституционный цикл.