«Team Fortress 2»
«Team Fortress 2», многопользовательский шутер от первого лица, созданный и выпущенный американской компанией Valve в 2007 г. На физических носителях игра вышла в составе сборника «The Orange Box» для компьютеров под управлением операционной системы Windows, консолей Xbox 360 и PlayStation 3. В отличие от «Team Fortress», сиквел представляет собой самостоятельную игру на движке Source, которая вдохновлена оригиналом, но не является его прямым продолжением.
Геймплей
Игровой процесс в игре «Team Fortress 2» носит командный характер. Взятые из «Team Fortress» 9 классов персонажей разделены на 3 группы: атакующие (разведчик, солдат, поджигатель), защитники (подрывник, пулемётчик, инженер) и поддерживающие (снайпер, медик, шпион). Такая система специализаций позволяет даже неопытному игроку выбрать персонажа, который внёс бы вклад в общую победу.
На старте продаж в «Team Fortress 2» были доступны 6 карт и 3 режима (захват флага, захват точек и контроль территории), в дальнейшем количество официальных карт и режимов увеличивалось. В 2008 г. вышло обновление с добавлением альтернативных видов оружия для медика. Со временем для каждого из классов стало возможным подбирать вооружение под свой стиль боя.
Разработчикам «Team Fortress 2» удалось придать индивидуальность всем героям на уровне как боевых качеств, так и черт характера. Визуальный стиль игры использует карикатурную, мультяшную эстетику, позволившую дизайнерам создать гротескно-комические образы персонажей. Например, Пулемётчик говорит с ярко выраженным русским акцентом, не отличается большим умом, обожает поесть и назвал свой пулемёт Сашей; Подрывник – одноглазый чернокожий шотландец-алкоголик, употребляющий нецензурную лексику; Шпион – нарочито вежливый и острый на язык француз; Медик – пример безумного учёного с немецкими корнями. При создании образов разработчики вдохновлялись произведениями массовой культуры. Так, меч Подрывника «Одноглазый горец» (Eyelander) отсылает к оригинальному фильму «Горец» («Highlander», 1986, режиссёр Р. Малкэй).
В 2009 г. в «Team Fortress 2» добавили первые аксессуары – головные уборы, которые стали для пользователей одним из главных объектов коллекционирования. С введением торговой площадки в магазине цифровой дистрибуции Steam у игроков появилась возможность продавать и покупать вещи из игры за реальные деньги. После этого за «Team Fortress 2» в игровом сообществе закрепилось неформальное название «симулятор шапок», высмеивающее множество доступных к приобретению незначительных внешних аксессуаров. Вскоре в игру были добавлены ящики с припасами (Supply Crate), включащие предметы, которые можно было получить во время боя, но ключи для них покупались за настоящие деньги.
Начиная с 23 июня 2011 г. игра стала условно бесплатной. Компания Valve получала прибыль только от продажи ключей, внутриигровых предметов, а также за счёт комиссии, взимаемой с торговых сделок, совершённых пользователями. В 2012 г. появился кооперативный режим, в котором игроки объединялись, чтобы противостоять массированным атакам роботов. С 2015 г. проводились внутриигровые кампании (Campaigns), в рамках которых игроки могли выполнять контракты (Contracts) и получать доступ к призам.
Влияние
Большую роль в продвижении игры сыграли различные рекламные материалы. Особый вклад внесли юмористические ролики из серии «Знакомьтесь с…» («Meet the…»), раскрывающие предыстории героев, известность которых вышла за пределы игрового сообщества «Team Fortress 2». С появлением в 2012 г. программы Source Filmmaker, позволяющей любому создать свой ролик на основе ресурсов игр от Valve, появилось большое количество видео-фан-арта, способствующего популяризации игры. В том же году компания Valve начала проводить конкурсы на лучшие фильмы, сделанные по мотивам «Team Fortress 2». Участники конкурса получали в награду внутриигровые предметы.
На протяжении всей истории «Team Fortress 2» разработчики устраивали тематические события [Smissmas («Шмождество»), Scream Fortress («Вииизг Фортресс») и др.], посвящённые празднованию Рождества и Хэллоуина, подогревающие интерес сообщества к проекту. С момента релиза игры пользователи могли создавать серверы со своими настройками, правилами, модификациями и режимами игры. Например, «Zombie Fortress», в котором команда «зомби», экипированная только оружием ближнего боя, пыталась заразить выживающих, а те, в свою очередь, должны были продержаться определённое время.
Спустя более 15 лет после выхода игру продолжают включать в списки самых популярных проектов среди пользователей платформы Steam по количеству игроков онлайн (в конце 2020 рекорд был обновлён). Как и «Team Fortress», 2-я часть игры внесла существенный вклад в развитие жанра многопользовательских командных шутеров, в которых для достижения успеха важны не столько навыки отдельно взятого игрока, сколько эффективное взаимодействие пользователей друг с другом. Влияние серии «Team Fortress» прослеживается в таких играх, как «Gotham City Impostors» (2012), «Overwatch» (2016), «Paladins» (2018), «Battleborn» (2016), «LawBreakers» (2017) и др.